Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною.
Возьми жернова и мели муку; сними покрывало твое, подбери подол, открой голени, переходи через реки:
откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение и не пощажу никого. Ис.47:1-3
Эта глава повествует о милости и справедливости Божьей. О милости и долготерпении Его к Вавилону. О тех возможностях, которыми Бог наделил его и о времени долготерпения к нему. О справедливом воздаянии Вавилону за его дела.
Внимательные читатели книги Откровения, наверно, заметили большое сходство между замечательной частью ее символизма и языком отдельных отрывков книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. По-видимому, Иоанн, руководимый вдохновением свыше, заимствовал многое из языков древних пророков с тем, чтобы представить будущие события церкви в таких выражениях, которые были бы уже знакомы и многозначительны для внимательного читателя Ветхого Завета.
Угнетение буквальным Вавилоном и его последующее разрушение дали Иоанну яркую картину угнетения остатка народа Божьего духовным Вавилоном и окончательного разрушения последнего. Символы и язык книги Откровение становятся более ясными и значительными, будучи исследуемы во свете того, что древние пророки писали относительно событий своей эры. Поэтому различные моменты наказания буквального Вавилона, указанные в Исаии сорок седьмой главе, приобретают особое значение при правильном изучении наказания духовного Вавилона, изложенного в Откровении с 16-ой по 19-ю главы.
Мели муку: Вавилония считала себя госпожею (Ис.47:7; ср. Откр.18:7), но она должна была стать рабыней (ср.Исх.11:5; Иов.31:10). Пышные наряды и украшения, в которые она облачалась, будут сняты с нее, и перед всеми обнажатся отвратительные черты рабыни, искаженные за годы изнурительного труда.
Я прогневался: Бог допустил, чтобы Вавилон совершил суд над грешными жителями Иудеи (см. Иер.5:15; Аввак.1:6), но не одобрил жестокость, которую Вавилон проявил к ним при этом. За такую бессердечность и жадность Бог опустошит Вавилон (Иер.50:11—12; 51:25). Подобным же образом Бог поступит и с Ассирией (Ис.10: 5–15).
Вечно буду госпожею: В гордой самоуверенности Вавилония думала, что она будет самым главным городом и повелительницей мира. Подобным же образом Рим считает себя городом «вечным». В последние дни духовный Вавилон будет также считать себя царицею, которой не суждено видеть горести (Откр.18:7).
Наблюдатели небес: Дословно: «разделяющие небеса». Астрология, лженаука занимающаяся предсказанием событий по расположению звезд и планет, была главной и сильно развитой наукой в древнем Вавилоне. Звездочеты тщательно изучали небеса в поисках знамений о грядущих событиях. Однако все труды их были напрасными. Исаия предлагает вавилонским мудрецам продолжать заниматься своим таинственным искусством и выяснить для самих себя, какую пользу оно может принести им в час гибели, предсказанной Господом.
Занимаясь таинственным волшебством, вавилонские чародеи заявили, что они находятся в общении с богами. Однако когда их заявления были подвергнуты испытанию, им ничего не оставалось делать, как с позором признаться, что они не обладают такой силой (Дан.2:2,11).
С которыми вела торговлю: Вавилон был торговой землей — «городом торговцев» (Иез.17:4). Духовный Вавилон также тесно сотрудничает с купцами земли (Откр.18:11—18). Древний Вавилон более всего был заинтересован в материальных предметах и финансовой прибыли. Незаконное использование материальных благословений всегда оказывается проклятием для тех, кто накопляет их (см. Втор.8: 10–18; Ос.2:5—9; Лук.12:13—21).
Пастор Олег Василенко по материалам библейского комментария АСД