Исаия 53 — знаменитая глава для всего христианского мира — центр ветхозаветних свидетельств о Мессии, который освобождает людей от греха и его последствий ценою Своего страдания и смерти.
Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом Ис.53:2-4
2-4 ст. «а мы думали» — глядя на Него, люди заблуждаются в своей оценке увиденного. Это свидетельство того, что Бог предупреждал о проблемах в понимании природы Мессии и принятия Христа Его народом: «пришел к своим и свои Его не приняли» (Ин.1:11).
И сегодня, к сожалению, Иудеи не видят в этих словах Мессию. Страдающий Раб, в их понимании — это сам Израиль, который претерпел столько страданий за свою историю. Антисемитизм и холокост, рассеяние и уничтожение государства — в этих страшных событиях своей истории они видят отражение четырех песен Исаии о страдающем Рабе.
В какой-то степени, такое понимание имеет право на существование, потому что Бог всегда Себя тесно связывает со Своим народом.
Я не буду пересказывать смысл этой прекрасной песни о Христе. Но хочу поразмышлять с позиции иудеев, только в отношении Церкви и, конечно же, как пути, который проложил для нее Христос.
Христос говорил о крестном пути и для Своих последователей (Ин.15:20). То, что Он пережил Сам, в какой-то степени переживут и они. Достаточно вспомнить о «душах убиенных под жертвенником» (Откр.6:9), которым также надлежит пострадать за имя Христа (Деян.9:15,16), чтобы понять, что смерть и страдания христиан — это также жертва для свидетельства о спасении тех, кто является убийцами. Еще Тертулиан сравнивал кровь христиан с семенем, через которое Церковь быстро росла.
Стефан — первый мученик, стал свидетелем для гонителя Савла, который был избранным сосудом Бога.
В таком смысле можно увидеть путь для Церкви в 53 главе Исаии. Но обязательно как путь, который прошел прежде Христос. Потому что Он есть Начало и Конец. Он есть смыл этого пути. И все неприятности, связанные со свидетельством, тогда тоже обретают смысл, который придает силы и стойкости тем, кто понимает, что страдает не напрасно.
Потому что Он есть Начало и Конец. Он есть смыл этого пути
«На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством» (11 ст.) — Он также будет доволен и своими детьми, прошедшими достойно Его путь.
Павел мог сказать в конце своего пути: «подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2 Тим.4:7,8)
Пастор Владимир Ярош