Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Ис.58:6-8
В 57 главе с 15 по 20 стихи Исаия излагает небесную весть примирения и мира. В главе 58 он указывает, что включает в себя покаяние и что необходимо сделать прежде, чем обещанные благословения могут быть осуществлены. Призыв к покаянию не будет действенным, если в нем нет четкого указания относительно того, что люди должны сделать с грехами в своей жизни (см.Иез.13:10—16). Призыв к преобразованию — это призыв к решительным действиям.
Они каждый день ищут Меня: внешне народ Иудейский старался показать, что он следует Господу, однако внутренне он был слишком далеко от Него. Иудеи строго исполняли внешние формы религии и в то же время совершенно игнорировали ее основные принципы. Они постились и молились, святили субботу, соблюдали святые предписания и праздники, приносили жертвы в храм и посещали торжественные собрания и притом творили всякие беззакония (Ис.1: 11–15). Они пытались совместить служение Богу и маммоне. Иудеи стремились показать, что они возлюбили свет, однако предпочитали жить во тьме. Они желали сполна получить все, предлагаемое этим миром, а также и небом. Они надеялись получить преимущества повиновения, но в то же время с большим нежеланием относились к исполнению его обязанностей.
Почему мы постимся: вся их религиозная жизнь была исполнена лицемерия. Эти лицемеры надеялись быть принятыми Богом путем совершения различных форм телесного истязания. Пост, как они думали, искупит их нечестие. Их омраченный ум не мог понять, что Бог праведен и что Он требует праведности и от Своих детей. Они забыли, что основа истинной религии — это дела справедливости, милосердия и смирения (Мих.6:8).
Исполняете волю вашу: эти лицемеры постились потому, что таким путем они думали заслужить Божье одобрение. Они не понимали духовного значения таких явлений, как пост и празднование субботы, и считали, что строгое соблюдение религиозных формальностей давало им право потворствовать своим личным похотям, а также угнетать бедных и беспомощных.
Требуете тяжких трудов от других: см. Лев.19:13; Иак.5:4.
Для ссор и распрей: иудеи благоговейно соблюдали формальности поста, но совершенно утратили дух истинного поста. Суровые телесные упражнения только возбуждали нервы и раздражали нрав. Пост такой, который установил Сам Бог — (ст.6) — привел бы к более добродетельной форме целомудренной жизни.
Таков ли тот тот пост: тот пост не соответствовал Божьему установлению, а поэтому был совершенно неугоден Ему. Они постились только для того, чтобы снискать благоволение у Бога и получить от Него одобрение их злых поступков, как будто бы воздержание от пищи было более важным в очах Бога, нежели воздержание от нечестия!
Разреши оковы: истинный пост был предназначен для того, чтобы очистить побуждения и преобразовать жизнь. Однако, иудеи превратили религиозные обычаи в маску для угнетения слабых, ограбления вдов и сирот, а также для совершения всякого рода взяточничества, обмана и несправедливости (Ис.1:17,23; Ос.4:2; Ам.2:6; 3:10; 4:1; 5:11; 8:4–6; Мих.6:11-12).
Истинная цель религии — освободить людей от бремени греха, уничтожить нетерпимость и притеснение, утвердить справедливость, свободу и мир. Бог предусмотрел, чтобы Его народ был свободным; Израильские же вожди делали их своими рабами и нищими.
Раздели… хлеб твой: истинная религия — это прежде всего дела. Конечно, она включает в себя различные церковные обряды, ритуалы; однако наличие или отсутствие истинной религии проявляется в самой жизни, которую человек ведет в кругу своих близких. Не столь важно воздерживаться от пищи, сколько разделять пищу с голодными, Практическое благочестие — вот та религия, которая признается на суде Божьем (Мф.25:34—46).
Тогда ты воззовешь: обетования Божьи могут быть исполнены при условии повиновения. Исаия показывает разницу между молитвой, которую Бог слышит, и поклонением, которое Ему не угодно. Если бы Бог стал ниспосылать благословения на тех, кто не служит Ему искренно, то это привело бы лишь к утверждению таковых в их злых путях.
Когда ты удалишь: своей критикой, придирчивостью, сплетнями и косвенными намеками многие так называемые христиане делают бремена своих ближних почти невыносимыми. Столько замечательных христиан погибло и ушло в могилу с полным разочарованием и крушением надежд только лишь из-за того, что кто-то из братьев презрительно отозвался о них. Бог не может быть близок к Своему народу до тех пор, пока среди него распространены критика и притеснение ближних.
Отдашь голодному душу твою: то есть будешь проявлять живой интерес к его судьбе. Если бы церковь сознала свою возможность и ответственность, если бы ее члены были христианами по духу, а не только лишь по названию, тогда задание ее на земле было бы вскоре выполнено и Господь возвратился бы во славе. Жизнь бескорыстного служения для других распространяет вокруг себя свет славы Божьей (см.Ис.9:2; 60:1,2).
Будет Господь вождем: Бог не может вести упрямых, самодовольных и эгоистичных людей. Христиане, желающие быть руководимыми Богом, должны прежде всего отложить свое «я» и отдать себя полностью на служение Господу. Жизнь многих христиан ныне уныла и бесплодна из-за отсутствия любви к ближним.
Пустыни вековые: когда, наконец, иудеи возвратятся из плена, они увидят Иерусалим в развалинах. Нравственное здание народа также лежит в руинах,и оно непременно должно быть восстановлено. Здесь говорится о великой работе возрождения, преобразования и восстановления. В стене образовалась как бы щель вследствие того, что народ нарушил принципы истинной религии (ст.3—5), однако сами основания остались, и на них нужно воздвигнуть новое здание. О том, как следует застраивать «пустыни вековые», говорится в ст.6—10: необходимо, прежде всего, возрождение практической религии. Место, откуда должна быть начата эта преобразовательная работа, указано в ст.13.
Путей для населения: то есть правильного образа действия. Древние пути, по которым некогда шел народ Божий, должны быть снова восстановлены (см.Иер.6:16). Верные принципы должны быть возвеличены и должны служить руководством во всех отношениях жизни. Дело восстановления совершается по всему миру. Суббота вновь вводится на свое принадлежащее ей по праву место в законе Божьем и в жизни людей. Вновь люди слышат слова наставления о том, как им ходить путями Господа. Они слышат приглашение войти в город Божий и занять свое место в живом, строящемся храме (1Петр.2:4—9; 1Кор.3:9—11, Ефес.2:20—22, 2Тим.2:19).
Удержишь ногу твою: дело восстановления должно начаться с возрождения истинного соблюдения субботы, сущностью которого является общением с Богом и воспоминанием Его созидательной силы в освященный Им день. Судьба Израильского народа зависела от его отношения к святому дню Божью (см.Иер.17:24—27). В плане Божьем суббота никогда не была сама по себе законченным актом, она должна была скорее стать средством, с помощью которого человек смог бы лучше узнать характер и намерения Творца.
От исполнения: следует заметить, что слово «от» было добавлено переводчиками. Однако в рукописи Мертвого моря 1Г-Ис-а написано «от», есть оно также и в Септуагинте и в сирийском переводе.
Прихотей твоих: основа греха — эгоизм, делание того, что захочется, невзирая на отношение к этому Бога или человека. День субботний дает человеку возможность подавлять свою эгоистичность и развивать привычку делать то, что угодно Богу (1Ин.3:22) и что служит для блага других. Суббота, правильно понимаемая и соблюдаемая, есть ключ к счастью человека как здесь, так и в вечности. Истинное соблюдение субботы ведет к великому делу реформации, описываемому в Ис.58:5—12. Кто не входит в дух субботы, установленной Богом, тот едва ли понимает, чего он лишается. Суббота — это одно из величайших благословений, ниспосылаемых людям их любящим Творцом.
Отрадою: одно лишь формальное соблюдение субботы мало принесет пользы. Кто думает о субботе, как о бремени, тот не понимает ее истинного назначения.
Иметь радость: люди, исполняющие субботу по заповеди Бога, входят в такое тесное общение с Ним, о котором другие даже не могут знать.
Высоты земли: как материальное, так и духовное благосостояние обещано всем тем, кто искренне, от всей души входит в дух субботы.
Пастор Олег Василенко по материалам библейского комментария АСД