Бегите, дети Вениаминовы, из среды Иерусалима, и в Фекое трубите трубою и дайте знать огнем в Бефкареме, ибо от севера появляется беда и великая гибель. Иер.6:1
Шестая глава книги пророка Иеремии начинается с обращения к детям Вениамина, так как сам пророк родом из этого колена, его родной город Анафоф (см. комм. на Иер.1:1) Некоторые полагают, что это сообщение, возможно, было доставлено туда практически в самом начале служения Иеремии. Это может объяснить, почему вызов был адресован особенно Вениамину, хотя он применяется ко всему народу.
Приготовляйте против нее войну; вставайте и пойдем в полдень. Горе нам! день уже склоняется, распростираются вечерние тени. Иер.6:4
В стане врага звучит настоящий полуденный крик: Встань, и пойдем. Захватчики возбуждают друг друга в атаку.
В полдень. Там нет отдыха даже во время сильной жары полуденного солнца.
Ибо так говорит Господь Саваоф: рубите дерева и делайте насыпь против Иерусалима: этот город должен быть наказан; в нем всякое угнетение. Иер.6:6
Бог в этой главе открывается как Саваоф или Бог воинств (Иисуса Навина 5:14. Пс.24:10). Вот только армия вражеская направлена на Иудею.
Господь разрабатывает стратегию для вражеской армии, как осадить город мира — Иерусалим, что для этого необходимо. Насыпь делалась для того, чтобы сравнять стены города с землей, деревья были как подручный материал.
Как источник извергает из себя воду, так он источает из себя зло: в нем слышно насилие и грабительство, пред лицем Моим всегда обиды и раны. Иер.6:7
Пророк сравнивает Иерусалим с фонтаном, который извергает из себя воду. Точно с таким же напором мятежная столица источает из себя зло.
Так говорит Господь Саваоф: до конца доберут остаток Израиля, как виноград; работай рукою твоею, как обиратель винограда, наполняя корзины. Иер.6:9
Мы видим, что отступление настолько сильно, что даже над остатком народа нависла смертельная угроза. Иудейское царство — это все, что осталось от Израиля во дни Иеремии. Десять колен были отведены в плен ассирийцами (см. Ис.24:13. Иер.49:9).
Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника — все действуют лживо;
врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет.
Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь. Иер.6:13-15
Мир от евр. Шалом. Это слово часто используется, чтобы понять все блага жизни. Шалом означает не только «мир», но и «полнота», «процветание», «благосостояние», «здоровье», «дружба» и т.д. Так называемые пророки во дни Иеремии умалчивают грехи нации и обрисовывают лестные картины будущих перспектив Иуды (см. Иер.8:11; 14:13; 23:17. См. Михей 3:5). Лживыми учениями эти неверные лидеры усыпили души грешников смертельной легкостью. Они должны были предупредить о надвигающемся бедствии и необходимости покаяния, но вместо этого они утверждали, что нечего бояться (см. Иез.13:22) .
Пророки, которые провозглашают мир и безопасность, несмотря на преступления! А Бог объявил, что за грех неизбежно будет воздаяние. Как бы эхом здесь слышится ложь, которую говорит змей в Эдемском саду: «нет, не умрете» (Быт.3:4).
держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосерды, голос их шумит, как море, и несутся на конях, выстроены, как один человек, чтобы сразиться с тобою, дочь Сиона. Иер.6:23
Описание страшных воинствующих людей — как можно держать копье и лук и одновременно метать стрелы и копья? Это жестокий и немилосердный народ, но они слушают Господа, в отличии от иудеев.
Голос их шумит. Захватчиков будет так много, что звук их приближения будет напоминать рев моря (см. Ис.5:30; 17:12).
Дочь народа моего! опояшь себя вретищем и посыпь себя пеплом; сокрушайся, как бы о смерти единственного сына, горько плачь; ибо внезапно придет на нас губитель. Иер.6:26
Единственный сын. Отсечение своего потомства людям, которые уделяли весьма большое внимание детям, может привести к большому горю.
Все они — упорные отступники, живут клеветою; это медь и железо, — все они развратители.
Раздувальный мех обгорел, свинец истлел от огня: плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились;
отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их. Иер.6:28-30
Очевидно, что серебро ценный метал, однако отвергнут из-за того, что не отделен от примеси. Хотя и температура плавления была такая, что даже раздуваемый мех обгорел. Даже самые суровые наказания не заставят обратиться тех людей, которые не чувствуют стыда за неверные поступки (ср. с Откр.16:11).
Пастор Руслан Спицын по материалам библейского комментария АСД