Вопроси о нас Господа, ибо Навуходоносор, царь Вавилонский, воюет против нас; может быть, Господь сотворит с нами что-либо такое, как все чудеса Его, чтобы тот отступил от нас Иер.21:2.
О чем просил царь Седекия пророка? Каким был его замысел? Видим ли мы в его вопросе смирение, раскаяние, глубокую веру? Не похоже. Известно из истории, что Седекия был опытным, искусным политиком, мастером интриг, для которого не было безвыходных ситуаций. Он умел договариваться, но при этом никому не доверял. Политики, тем более хитрые, вообще никому не доверяют. Но теперь-то он как раз и оказался в таком положении, когда оставалось надеяться разве что только на чудо. Потому что все его дипломатические усилия и закулисные интриги, тайные попытки заключить военный союз с Сирией и Египтом закончились провалом.
И теперь, оставаясь политиком, он, похоже, хотел договориться с Богом, как договариваются дипломаты.
И сказал им Иеремия: так скажите Седекии: так говорит Господь, Бог Израилев: вот, Я обращу назад воинские орудия, которые в руках ваших, которыми вы сражаетесь с царем Вавилонским и с Халдеями, осаждающими вас вне стены, и соберу оные посреди города сего; и Сам буду воевать против вас рукою простертою и мышцею крепкою во гневе и в ярости и в великом негодовании Иер.21:3-5.
Очень резкий, недипломатический ответ. Не «царю Седекии», но просто «Седекии». И в тоже время: «Так говорит Господь Бог Израилев». Дальше — больше! Ожидал ли Седекия услышать такое? Наверняка, нет.
«И Сам буду воевать против вас», «Я обращу назад воинские орудия, которые в руках ваших»! Почему так? Потому что царь слишком увлекся политикой и дипломатией, тем, что искал себе союзников и покровителей у людей, к тому же — идолопоклонников. Но это есть, по существу, вражда против Бога. Это есть военные действия против Господа. Предав себя в руки людей, иудеи, тем самым, проложили, протоптали себе дорогу в плен. Причина любого рабства, любой несвободы есть идолопоклонство, вражда против Бога.
Тот, кто рассчитывает только на себя, на свои возможности, на свою хитрость должен знать, что в конечном итоге ничего хорошего из этого не получится. Больше того, его оружие, его хитрость, его разум будут обращены против него. Хотим мы того или нет, так или иначе, Бог все равно будет править. Или как Избавитель, или как Судья. Или как Милующий, или как Карающий. И если Седекия не хотел принять правление Господа как Бога, то теперь он был вынужден принять Его правление как Судьи. И поэтому вместо помощи — яростный суд Божий. Но это не просто наказание, но восстановление Божьего правления, хотя и в такой болезненной форме.
И народу сему скажи: так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти: кто останется в этом городе, тот умрет от меча и голода и моровой язвы; а кто выйдет и предастся Халдеям, осаждающим вас, тот будет жив, и душа его будет ему вместо добычи Иер.21:8-9.
Говорят, что из двух зол выбирают меньшее. Но что означает этот выбор? Каков его смысл? Предоставление права выбора кому-либо — это и есть язык дипломатии, в отличие от языка ультиматума, когда любой выбор исключается. Используя язык дипломатии, Господь предлагает человеку выбрать себе истинного Пастыря и Вождя.
Пастор Владимир Бекиров