Сорок первая глава книги Иеремии — это часть истории о том, как рухнула еще одна надежда на восстановление Иудеи. Наместник Годолия, который был своего рода смягчающей подушкой между иудеями и вавилонянами, убит. Эта глава — не кульминация истории. Она только создает фон для истории о том, как Божье предостережение было отвергнуто в очередной раз. В отрыве от всей истории эта глава не несет большой богословской нагрузки. Здесь только описывается действие.
Но на пару моментов все-таки хотелось бы обратить внимание.
5 пришли из Сихема, Силома и Самарии восемьдесят человек с обритыми бородами, и в разодранных одеждах, и изранив себя, с дарами и ливаном в руках для принесения их в дом ГОСПОДЕНЬ (Иер.41:5)
То, что здесь описано, происходит через два месяца после того, как храм уже сожжен. С другой стороны, как станет ясно из следующей главы, те, кто остались, к пророкам особо не прислушались.
Таким образом, люди несут дары в дом Божий. Но при этом они добавляют к этому некоторые обряды, которые Бог явно запретил:
27 Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
28 Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я ГОСПОДЬ. (Лев.19:27-28)
Это создает определенные вопросы относительно духовности тех, кто приходит на это поклонение.
Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание — это сходство смерти Годолии со смертью Христа.
Сходство это заключается в том, что оба были преданы близкими людьми.
В древнем мире существовали строгие законы гостеприимства. Если человек был приглашен за стол и ел вместе с пригласившим, то это было высочайшей гарантией доверия. Вспомним, как Лот мотивировал свои попытки защитить гостей, как ели Иаков с Лаваном для того, чтобы скрепить свой договор. Совместная трапеза была выражением величайшего доверия. А предательство того, с кем ел, считалось величайшим преступлением.
Иисуса тоже предал тот, кто ел рядом с ним. И в этом сходство Иисуса и Годолии — они оба проявили доверие к тем, кто этого не заслужил. Но есть и различие — Годолия был обманут. Иисус знал, что Иуда предатель. Но все равно ел с ним.
Вечеря Господня напоминает нам, что мы питаемся от Божьего стола. Апостол Павел напоминает нам, что принимая Вечерю недостойно, мы навлекаем на себя тяжкое осуждение, так как предаем Божье доверие.
По правде говоря, никто из нас Божьего доверия не заслужил. Но Иисус все же говорит, что готов вечерять с нами.
Вопрос: Правильно ли поступил Годолия, что доверял Исмаилу? Что хуже — чрезмерная доверчивость, или излишняя подозрительность, учитывая то, как Иисус отнесся к нам?
Пастор Денис Медведев