Сегодня мы будем осмысливать 43 главу книги пророка Иеремии. Вспомним контекст, в котором описываются события данной главы. Для этого приведем краткую структуру[1] всей книги. Это поможет вспомнить пройденный материал, а также сориентирует нас, в каком событийном контексте мы находимся.
- 1. Речи и события до падения Иерусалима гл. 1-39
Призвание Иеремии ………………………………… …гл .1
Общие упреки и угрозы…………………………………гл. 2-29
Речи о грядущем спасении ……………………………. гл 30-33
Исторические очерки обеих осад Иерусалима……….. гл.34-39
- 2. Речи и события после падения Иерусалима гл.40-42
События после падения Иерусалима …………………. гл.40-45
Предсказания против языческих народов ……………..гл.46-51Приложение: сообщения об уничтожении Иерусалима и гибели царства Иудейского……………. гл.52
Из приведенной структуры мы видим, что наша глава находится в такой части книги, где Иеремия произносит речи после падения Иерусалима; и в разделе непосредственные «события после падения Иерусалима» — главы 40-45.
Итак, когда мы читаем 43 главу, то видим, что она является продолжением событий главы 42. В этих главах идет общение между главами народа иудейского и Иеремией. В 42 главе руководители народа через Иеремию вопрошают Бога о том как им действовать, чтобы сохранить остаток Иуды (после того, как часть иудеев увели в плен вавилонский). Они говорят, что готовы принять любую волю Божию, которую им перескажет Иеремия. В той же главе Бог дает ответ: «если останетесь на земле сей, то Я устрою вас и не разорю, насажду вас и не искореню» и «не ходите в Египет». В 43 главе мы видим, что руководители народа отвергают волю Бога и направляются в Египет.
Что мы видим? Народ Божий спрашивает о воле Бога; Бог дает ответ; народу такая воля не подходит; и он поступает по своей воле. Сработала следующая формула «воля Ваша, а Маша наша». Эта народная поговорка работает и сегодня, и, к сожалению, отражает отношения между Богом и некоторыми верующими.
В этих главах мы видим, что руководители народа открыто проявляют непослушание Богу, дерзко отвергают Его волю — «тогда сказал Азария, сын Осаии, и Иоанан, сын Карея, и все дерзкие люди сказали Иеремии», дерзкие люди и говорят дерзко, и волю Бога отвергают дерзко. Но, несмотря на открытое ослушание главами ветхозаветной Церкви Бога, Иеремия остается верным Ему.
Сегодня вопрос к нам, когда бы мы вдруг увидели, что руководитель/руководители нашей Церкви поступают против воли Бога, как тогда мы поведем себя? Говорим себе: «он/они грешат, а мне, что нельзя?». Или остаемся верными Ему, несмотря на ту неверность руководителей (любого ранга)?
И еще, главы народа аргументируют свое непослушание тем, что хотят спасти остаток Иуды и говорят: «нет, мы пойдем в землю Египетскую, где войны не увидим и трубного голоса не услышим, и голодать не будем, и там будем жить». Также они обвиняют Иеремию в том, что он и Варух хотят «предать нас в руки Халдеев, чтобы они умертвили нас или отвели нас пленными в Вавилон». Другими словами свое непослушание Богу они обосновывают тем, что не хотят жить в земле, где звучит военная труба, где находятся оккупационные войска, они не хотят видеть прочие невзгоды связанные с военными действиями. Они не хотят жить там, где определил им Бог (гарантируя безопасность), но идут в зону комфорта. Египет — зона комфорта — » мы пойдем в землю Египетскую, где войны не увидим и трубного голоса не услышим, и голодать не будем, и там будем жить«.
Сегодня, когда мы вступаем в отношения с Богом, и когда следуем за Ним мы тоже можем оказаться не в комфортных условиях. И когда нам не нравится воля Божия, которая заставляет нас чувствовать себя «неуютно», не поступаем ли мы как народ периода Иеремии: отвергаем Его ради зоны комфорта? Что мы ищем в своей христианской жизни отношений с Богом или постоянного комфорта?
Пастор Вячеслав Козлов