«Пленники строили себе жилища, обрабатывали земельные участки, трудились на царских строительных работах. В то время Иерусалим еще не был разрушен, в нем оставались дома, родственники и друзья переселенцев. Нетрудно понять, что они тосковали по родным краям. В их среде появлялись лжепророки, которые обещали очень скорое возвращение на родину. Это только еще больше обостряло в людях нетерпение и желание уйти из плена. Вот в это самое время Господь через Иезекииля направляет сердца людей к Себе. Он должен был развеять призрачные надежды переселенцев. Он должен был ответить на самые мучительные и трудные вопросы своих современников, и в этом заключалась его великая миссия. Многие евреи недоумевали: если их Бог всемогущий, то почему вавилоняне и их идолы победили? Почему Бог допустил этот плен? Как долго они будут здесь оставаться? Вернутся ли они на родину, войдут ли снова в свои дома, в свой храм в Иерусалиме? Через пророка Иеремию Господь ответил им, что плен продлится еще несколько десятилетий, пока не окончатся семьдесят лет вавилонского владычества» (Р.Волкославский, О Библейских пророках).
После предварительных видений пророку было поручено сообщить народу, что полное крушение всех их упований на будущее неизбежно и уже близко.
Надежду на скорое освобождение и возвращение лелеяли и переселенцы. И оставшиеся в Иудее.
Почему весть Неба так сложно было принять?
Господь дает ответ Иезекиилю:
«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! ты живешь среди дома мятежного; у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слышать, а не слышат; потому что они — мятежный дом» Иез.12:1
Подобные слова Господь передавал через пророка Иеремию (Иер.5:21)
Естественные физические свойства человека — зрение и слух, часто используются в Библии для обозначения его нравственных характеристик.
Пророк Исайя «… ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат…» «Ты видел многое, но не замечал, уши были открыты, но не слышал» (Ис.6; 42:18).
Иисус Христос: «Кто имеет уши слышать, да слышит…» (Мф.11:15). Призыв выслушать. Прислушаться, вникнуть, распознать смысл.
«Ты же, сын человеческий, изготовь себе нужное для переселения, и среди дня переселяйся перед глазами их, и переселяйся с места твоего в другое место перед глазами их; может быть, они уразумеют, хотя они — дом мятежный; и вещи твои вынеси, как вещи нужные при переселении, днем, перед глазами их, и сам выйди вечером перед глазами их, как выходят для переселения. Перед глазами их проломай себе отверстие в стене, и вынеси через него. Перед глазами их возьми ношу на плечо, впотьмах вынеси ее, лице твое закрой, чтобы не видеть земли; ибо Я поставил тебя знамением дому Израилеву» Иез.12:3-6.
Таким образом, Господь через пророка указывал на то, что земля Израиля будет разрушена, хотя многие из иудеев, вопреки божественному заверению, надеялись на скорое освобождение от врагов и возвращение в обетованную землю.
«ибо они мятежный дом…» Господь видит корень проблемы народа — «не видят, не слышат, мятежный дом». Невозможно помочь человеку, который не ощущает потребности в «лечении». Люди хотят скорейшего освобождения, проявления Божьей силы в освобождении из рабства. Но не прилагают усилий для того, чтобы призвать Имя Господа, раскаяться в грехах, изменить образ жизни.
Подобная ситуация была во дни Иисуса Христа. Люди ожидали Мессию, как Освободителя от рабства физического, не заботясь о том, что самое страшное рабство — грех, и Иисус проповедует весть о покаянии, смирении, изменении.
Но они были мятежным домом…
История повторяется: Моисей называет народ «строптивым, порочным и развращенным родом, и Давид в своих псалмах (Пс. 68) характеризует израильтян народом «противящимся». То, что Иезекииль повторяет подобные слова, значит, это уже не ново. «То была не простая опухоль на теле общества, не выделяющееся пятно, но разрастающаяся глубокая язва проказы» (комментарий на книгу Иезекииль).
Мы видим, что Бог с помощью ярких образов желает повлиять на переселенцев, чтобы они поняли, как бессмысленно надеяться на слова ложных пророков и доверять своим желаниям и мечтам.
«И сделал я, как повелено было мне; вещи мои, как вещи нужные при переселении, вынес днем, а вечером проломал себе рукою отверстие в стене, впотьмах вынес ношу и поднял на плечо перед глазами их» Иез.12:7.
Следующее сообщение объясняет все достаточно ясно и полно:
«И было ко мне слово Господне поутру: сын человеческий! не говорил ли тебе дом Израилев, дом мятежный: „что ты делаешь?“ Скажи им: так говорит Господь Бог: это — предвещание для начальствующего в Иерусалиме и для всего дома Израилева, который находится там. Скажи: я знамение для вас; что делаю я, то будет с ними, — в переселение, в плен пойдут они. И начальствующий, который среди них, впотьмах поднимет ношу на плечо и выйдет. Стену проломают, чтобы отправить его через нее; он закроет лице свое, так что не увидит глазами земли сей. И раскину на него сеть Мою, и будет пойман в тенета Мои, и отведу его в Вавилон, в землю Халдейскую, но он не увидит ее, и там умрет. А всех, которые вокруг него, споборников его и все войско его развею по всем ветрам, и обнажу вслед их меч. И узнают, что Я Господь, когда рассею их по народам и развею их по землям. Но небольшое число их Я сохраню от меча, голода и язвы, чтобы они рассказали у народов, к которым пойдут, о всех своих мерзостях; и узнают, что Я Господь» Иез.12:8-16.
Вполне допустимо, что подобные действия пророка вызовут у иудеев интерес; и вот ответ, который пророк должен дать им на их вопросы. Пророчествуя таким образом, Иезекииль намекал на то, что должно было произойти с начальствующим в Иерусалиме, с самим Седекией и со всем домом Израиля. Очень важно то, что оба предсказания, пророчества Иеремии и предсказание Иезекииля в свое время исполнились до конца.
То, что Иезекииль закрыл свое лицо, чтобы не видеть земли, было знамением, предвещавшим жестокую реальность в грядущем.
Затем Бог повелел Иезекиилю представить другую картину: человека, который ест свой хлеб и пьет свою воду, проявляя признаки тревоги.
«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! Хлеб твой ешь с трепетом, и воду твою пей с дрожанием и печалью. И скажи народу земли: так говорит Господь Бог о жителях Иерусалима, о земле Израилевой: они хлеб свой будут есть с печалью и воду свою будут пить в упоении, потому что земля его будет лишена всего изобилия своего за неправды всех живущих на ней. И будут разорены населенные города, и земля сделается пустою, и узнаете, что Я Господь» Иез.12:17-20.
Завершение главы: Слова, показывающие неверие народа в пророческое слово.
«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! что за поговорка у вас, в земле Израилевой: „много дней пройдет, и всякое пророческое видение исчезнет“? Посему скажи им: так говорит Господь Бог: уничтожу эту поговорку, и не будут уже употреблять такой поговорки у Израиля; но скажи им: близки дни и исполнение всякого видения пророческого. Ибо уже не останется втуне никакое видение пророческое, и ни одно предвещание не будет ложным в доме Израилевом. Ибо Я Господь, Я говорю; и слово, которое Я говорю, исполнится, и не будет отложено; в ваши дни, мятежный дом, Я изрек слово, и исполню его, говорит Господь Бог» Иез.12:21-25.
«И было, — свидетельствует Иезекииль, — ко мне слово Господне: Сын человеческий! вот, дом Израилев говорит: „пророческое видение, которое видел он, сбудется после многих дней, и он пророчествует об отдаленных временах“. Посему скажи им: так говорит Господь Бог: ни одно из слов Моих уже не будет отсрочено, но слово, которое Я скажу, сбудется, говорит Господь Бог» Иез.12:26-28.
«Седекия, иудейский царь, стоял во главе тех, кто только ускорил падение рода. Полностью отвергнув советы, данные ему Богом через пророков, забыв долг признательности Навуходоносору, нарушив торжественную клятву верности, которую он дал во имя Господа Бога Израилева, иудейский царь восстал против пророков, против своего благодетеля и против Бога. Тщеславно уверенный в собственной мудрости, он обратился за помощью к старому врагу израильского благополучия, „послав послов своих в Египет, чтобы дали ему коней и много людей“.
„Будет ли ему успех?“ — спрашивает Бог о том, кто так нагло попрал ногами святое предписание, — уцелеет ли тот, кто это делает? Он нарушил союз — и уцелеет ли? Живу Я, говорит Господь Бог: в местопребывании царя, который поставил его царем, и которому данную клятву он презрел и нарушил союз свой с ним, он умрет у него в Вавилоне. С великою силою и многочисленным народом фараон ничего не сделает для него в этой войне… Он презрел клятву, чтобы нарушить союз, и вот, дал руку свою и сделал все это; он не уцелеет» (Иез.17:15-18).
Для «недостойного, преступного вождя Израиля» настал последний день расплаты. «Сними с себя диадему, — говорит Господь, — и сложи венец». До тех пор, пока Христос не восстановит Свое царство. Иудее не будет разрешено иметь царя. «Низложу, низложу, низложу, — таково было Божественное решение относительно престола дома Давидова, — и его не будет, доколе не придет Тот, кому принадлежит он, и Я дам Ему» (Иез.21:25-27). (Пророки и цари).
«Не медлит Господь исполнением Обетований, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». Бог открывает перед нами картину будущего, желая пробудить нас, показать нам наше истинное состояние, привести к покаянию и спасти нас. Именно поэтому Его голос так настойчиво зовет человека, Любовь Божья не желает чьей-то гибели, и пока Он говорит «ныне» — «не ожесточите сердец ваших».
Инна Кампен