Сегодня вниманию читателя представлены размышления над 13 главой книги пророка Иезекииля. Ниже мы приводим структуру этой книги. делаем мы это для того, чтоб понимать контекст в которой находится интересующая нас глава.
Структура книги Иезекииля может быть представлена в виде трех разделов.
- Возвещение судов Божьих в отношении Его народа — гл. 1-24;
- Возвещение судов в отношении языческих народов — гл. 25-32;
- Вести утешения (о восстановлении Иерусалима) — гл. 33-48.
Видим, что 13 глава находится в разделе, посвященному пророчествам о народе Божием, о судах над ним. И в интересующей нас главе, Бог обращается с вестью о суде к пророкам Израиля и к некоторым женщинам пророчествующим в народе. Они подпадают под суд. Известно, что пророки отвечают за духовную жизнь народа. Основная цель служения пророка — обратить народ к Богу, вернуть их в заветные отношения с Ним. То есть, пророк играл важную роль в духовной жизни Израиля. Что же произошло, что к пророкам (лидерам духовного мнения и знания) Бог обращается с угрожающей вестью суда?
Сегодня лидерами духовного знания и мнения являются учителя субботней школы, руководители отделов, пасторы и другие, признанные церковью, духовные лица. Прочтение этой главы может оказаться полезной и для них, а именно: не попадают ли они под «статьи» Божьего суда, которые обращены к лидерам времен пророка Иезекииля, а раз попадают под статьи, то значит подпадают и под санкции.
Рассмотрим, чем духовные лидеры прошлого довели Бога до судного гнева. И, что нам надо усвоить, чтоб мы не доводили Бога до такого состояния.
Нам не известно были ли эти пророки некогда призваны на служение Богом, или они «самовисуванці», или их выбрал народ. Но точно известно, что они имели духовную власть над умами и сердцами людей, а значит они влияли на их жизнь. Примеры: «они вводят народ Мой в заблуждение, говоря: „мир“, тогда как нет мира» (Иез.13:10), «за горсти ячменя и за куски хлеба, умерщвляя души, которые не должны умереть, и оставляя жизнь душам, которые не должны жить, обманывая народ, который слушает ложь«(Иез.13:19).
Борьба за сердца людей во все времена ведется (в основном) посредством смысла облаченного в слова. В главе 13 в большом количестве употребляется глаголы связанные с речью: было слово, пророчествуют, предвещают, сказал, говорил, скажи и т.д.; говорение связанно со слушающими, а слушает пророков народ — «обманывая народ, который слушает ложь» (19 ст.). То есть, в этой главе много говорят, и немного слушают; а если и слушают, то как правило не Бога. До Иез.13 пророки много говорили, теперь слово взял Бог. Говорение пророков соперничает с речью Божией. И слушание пророков противопоставляется слушанию (читай — послушанию) Бога. Как видим, в прошлом за уши народа Божьего, а сегодня и за наши уши ведется борьба. Вопрос: кому мы сегодня «сдаем в аренду» наши уши, кому их предоставляем? Этот вопрос правомерен и в отношении наших глаз (телевидение, интернет).
Выше мы задались вопросом — чем духовные лидеры (пророки) довели Бога до судебных тяжб с ними. Ответ дан в 4 и 5 стихах — «пророки твои, Израиль, как лисицы в развалинах. В проломы вы не входите и не ограждаете стеною дома Израилева, чтобы твердо стоять в сражении в день Господа». Пророки как лисицы в развалинах. То есть, пророки ведут себя как хищники в развалинах. Подъедают съестное, устроили себе в развалинах лежбище. Для них народ Божий и его судьба (вавилонское пленение), а так же управление ими — это как лисице обжиться в развалинах, — хорошо устроились хищники. Подъедают народ Божий вместо того, чтоб восстанавливать павшие стены.
Сегодня вопрос духовным лидерам и наставникам: чем занимаемся мы — подъедаем ли мы народ Божий (церковь), ведем себя как лисицы в развалинах, или стоим в проломах (недостатках) нашей церкви и поднимаем ее (восстанавливаем)? Что нам ближе? Чем мы живем? (Фактически эти вопросы относятся к каждому члену церкви, но по Иезекиилю, направлены, прежде всего, к пророкам и пророчицам — духовным лидерам.)
Чем пророки приманивали людей на свою сторону? Рассказами о мире и безопасности: «они вводят народ Мой в заблуждение, говоря: „мир“, тогда как нет мира» (10 ст.). К слову сказать, мир и безопасность — это ценности, которые сегодня выдвигаются политиками на первый план, и под этими лозунгами (ради мира и безопасности) подавляются права и свободы людей, в частности права на свободу слова, совести и вероисповедания. Еще, тема мира и безопасности будет эксплуатироваться перед вторым пришествием Христа «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут«(1Фес. 5:3).
Интересно, что власти потребуют от людей ради мира и безопасности в эти дни?
Что мы больше предпочитаем мир и безопасность, или правду Божию и правильные отношения с Ним, даже в ущерб нашему миру и безопасности?
Каковы санкции Бога в отношении так называемых пророков, которые вводят в заблуждение Его народ? В стихе 9 дается ответ — «И будет рука Моя против этих пророков, видящих пустое и предвещающих ложь; в совете народа Моего они не будут, и в список дома Израилева не впишутся, и в землю Израилеву не войдут; и узнаете, что Я Господь Бог». Санкции касаются пророков и их ближайшего будущего. Но эти слова справедливы и в эсхатологической перспективе. Эти люди не будут найдены в списках детей Бога, когда Его Царство будет явлено во славе, по второму пришествию Христа. Ложь и пустые пророчества не позволят им войти в число спасенных. Как обстоят с ложью дела у нас? Сколько раз в день мы становимся на скользкий путь лжи? (Те пророки погибли, если только они не раскаялись после спасительных обличений Иезекииля).
Интересно, что когда имена пророков не найдут в списках и их самих не найдут среди народа, то узнают что «Я Господь«(говорит Бог). Когда произойдет понимание того, что Господь есть Бог, и Он прав, а пророки нет? Когда уже будет поздно, после того когда списки будут закрыты. Вывод: лучше Бога познать до «закрытия списков», до входа в землю (обетованную). У человека нет выбора познать Бога или нет, все познают Его. Но у нас есть выбор познать Его до закрытия дверей благодати, или после.
Тоже самое касается и пророчиц, они познают что Господь есть Бог после судов над ними.
Выводы:
- Лидерам необходимо не считать церковь развалинами, и не вести себя в церкви как «лисицы в развалинах»(не быть хищниками), а восстанавливать стены церкви там где они слабеют и рушатся;
- Решить для себя оставить ложь, так как она лжецу разрушит жизнь вечную;
- Познать Бога до Его окончательных судов над миром, и оказаться в Его списках и на Его земле.
Пастор Вячеслав Козлов