В 13-й главе книги пророка Осии даётся пророчество о Ефреме.
Обзорное содержание главы
Ефрем занимал высокое положение, но отошёл от Бога, сделав себе идолов (Стих 1).
Бог обращается к жителям Ефрема и напоминает им о том, как когда-то спас их (ст.5). А теперь, когда они благополучны, они забыли Бога (стих 6). Вместо того, чтобы прославить Бога за все Его благословения, ефремляне стали считать, что это они сами, своими силами и своей мудростью добились благополучия. И за это Бог отнимет от них Свои благословения (стих15).
Более детальный обзор
Что такое Ефрем? Ефрем был северным царством Израиля, со столицей в Самарии. Это были потомки Ефрема, сына Иосифа, и их удел. «При разделе Ханаана ефремляне получили удел в центральной части этой земли — от Иордана до Средиземного моря; на юге они граничили с коленами Дана и Вениамина, а на севере — Манассии (И.Нав.16:9; 17:8 и след.)». (Библейская энциклопедия Брокгауза). Это ефремляне разгневались на Гедеона, когда он пригласил их в битве против мадианитян участвовать только в той части, где они должны были преследовать разбитых врагов. Это ефремляне не выговаривали звук «ш» в слове «шибболет». Это ефремлянин Иеровоам установил в Вефиле золотое скульптурное изображение тельца (3Цар.12:28). Это ефремляне смеялись и издевались над гонцами Езекии (2Пар.30:1,10).
Стих 1: «Когда Ефрем говорил, все трепетали. Он был высок в Израиле; но сделался виновным через Ваала, и погиб». «Поскольку Иисус Навин был ефремлянином (Чис.13:9,17; И.Нав.19:49 и след.), а скиния была установлена в Силоме, принадлежавшем уделу Ефрема (И.Нав.18:1), это колено, несмотря на малочисленность, приобрело довольно высокое положение и ревностно старалось его сохранить. Затем Ефрем терял своё могущество. Но после отпадения 10 колен от сына Соломона Ровоама, о чем было провозглашено в Сихеме, ставшем царским городом (3Цар.12:1,16,25), Ефрем вновь приобретает влияние». (Библейская энциклопедия Брокгауза).
Стих 9: «Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя». «Господствующее положение колена Ефрема на севере позволяло пророкам использовать имя „Ефрем“ для обозначения Израильского царства в целом (Ис.7:5,9; 17:3; Ос.4:17; 9:3,11,16; Зах.9:10)». (Библейская энциклопедия Брокгауза).
Стих 15: «Хотя [Ефрем] плодовит между братьями, но придет восточный ветер, поднимется ветер Господень из пустыни, и иссохнет родник его, и иссякнет источник его; он опустошит сокровищницу всех драгоценных сосудов». Ефрем (Ефраим) [евр. Эфрайим, вероятно, «плодородная земля. Речь идёт о завоевании Ефрема Ассирией.
В этой главе указываются 3 причины гибели Ефрема:
- Сделали себе идолов вместо веры в живого единого Господа (стихи 1-2)
- Во дни благоденствия забыли Господа (стих 6)
- Перестали надеяться и уповать только на Господа (стихи 9-11)
Таким образом, мы видим, что сутью всех бед Ефрема стало отвержение ими Бога. С этой точки зрения проклятие можно рассматривать как отсутствие благословения, которое может дать только Бог.
Пастор Антон Перепелица