4 глава книги пророка Амоса содержит следующие пророчества:
- Обличение самарийских женщин и возвещение наказания им (1-3);
- Обличение народа Израильского (4-5);
- Невнимание Израиля к божественному вразумлению (6-11) ;
- Наступление суда Божьего (12-13).
А теперь проведем с вами небольшое исследование данной главы.
Начинается глава с того, что Господь обращается (Амос 4:1) к самарийским женщинам: «Слушайте слово сие, телицы Васанские»
Васан-древнее царство Ога, составлял северную часть заиорданской области, доставшуюся половине колена Манассина ( см. Числ.21:33; 32:33; Втор.3:10-13).
Васан славился своими дубами (см. Ис.2:13; Иезек.27:6; Зах.11:2), богатыми пастбищами и скотом (см.Втор.32:14; Иезек.39:18).
В Вульгате (Латинский перевод Библии), слово васанский переводится pinguis, жирный.
«…Говорящие господам своим …«(Амос 4:1): т. е. мужьям своим.
Телицами васанскими, как видно из дальнейшего, пророк называет богатых и знатных самарийских женщин, пользовавшихся привольной жизнью, средства для которой приобретались их мужьями путем притеснения бедных и нищих.
Далее речь идет (Амос 4:2) о наказании самарийским женщинам, которое будет состоять в том, что из под развалин домов их повлекут крюками и удами. Здесь используется образ рыбаков (рыбачьи уды), как образ полного истребления, от которого никто не спасется.
Упоминаемые здесь пророком орудия действительно применялись в свое время ассирянами во время военных действий.
«…И остальных ваших…» (Амос 4:2) — речь идет об остатке женщин, скорее всего уцелевших от первого поражения.
«…Убранство чертогов…» (Амос 4:3) — имеет различные значения и переводы. Это может означать: чертог, место казни, гаремы. Но большинство современных переводчиков склоняются к мысли, что здесь речь идет о названии какой-то местности, в которую будут отведены, по слову пророка, самарянские женщины.
Пророк обращается (Амос 4:4-5) ко всему народу и указывает ему на бесполезность и бессмысленность их служения в Вефиле и Галгале. Мы можем отметить тот факт, что речь пророка носит иронический характер. Амос как бы говорит: делайте, как делаете, но знайте одно, это не приносит никакой пользы!
Ваши обряды и система Богопоклоения — бессмысленна.
Амос 4:6 — с этого текста пророк указывает на те бедствия в прошлом, которыми Господь желал обратить Израиль, и прежде всего упоминает о голоде.
«…Голые зубы…» (Амос 4:6) — дословно можно перевести как: «чистые зубы», для того, чтобы народу Божьему достичь нравственной, духовной чистоты.
Голод о котором упоминается здесь (Амос 4:7-8), вызван был отсутствием позднего дождя, бывающего, как правило, за три месяца до жатвы. Отсутствие дождя привело к следующему бедствию — недостатку питьевой воды. Так как это отсутствие не было повсеместным, то в нем, по мысли пророка, израильтяне должны были узнать судящую руку Божью. Но к великому сожалению они не вразумились.
Амос 4:9 — другие бедствия, постигавшие Израиль: гибель посевов от болезней и садов от гусеницы.
После того как перечисленные выше бедствия не достигли своей цели, Господь поражал Израиль новыми, более тяжкими, постигавшими непосредственно людей — язвами (Амос 4:10), подобными Египетскими (которые постигли Египет при исходе евреев из рабства см. Исх.9:3-5; Исх.12:29-31) или эпидемическим язвам, бывающим в Египте.
«…Убивал мечом юношей ваших…» (Амос 4:10) — скорее всего речь идет о несчастных войнах с Сирийцами (см. 4 Царств 8:12; 13:3,7).
«…Смрад от станов ваших поднимался…» — причиною смрада являлось множество незахороненных трупов.
Амос 4:11- речь идет о бедствиях при землетрясениях (ср. Амос 1:1).
«…как разрушил Бог Содом и Гомору…»- данное сравнение указывает величие их греха (Быт.19:24-25; Втор.29:23), и на их наказание (Ис.1:9,10).
Несмотря на все происходящее, Бог готов и продолжает спасать людей.
«…И вы были выхвачены, как головня из огня…» — у вас есть реальный шанс на спасение по милости Божией, только воспользуйтесь им (см. 1Кор.3:15; Иуда 23).
Так как наказания не вразумили народ и не обратили его к живому и истинному Богу, то теперь постигнет его самое тяжкое бедствие (Амос 4:12), и пророк со своей стороны приглашает народ готовиться к встрече грядущего Судии и Господа нашего.
Бог готов помиловать и простить любого, искренно раскаявшегося и обратившегося к Нему. Он видит наши сердца и знает, как помочь нам (Иер.17:9-10; Иер.7:3).
Чтобы показать неотвратимость суда Божия, Амос поставляет на вид всемогущество и всеведение Божие (Амос 4:13).
На основании данной главы мы можем сделать следующие выводы и для себя лично:
- Все что происходило и происходит в мире сегодня, не происходит само по себе, без того, чтобы об этом не знал или не видел Бог.
- Человек и люди в целом несут ответственность за свою жизнь и дела перед Богом.
- Последствия жизни — неизбежны.
- Допуская в нашу жизнь трудности и переживания, горе и потрясения, Бог пытается обратить наше внимание на Него, который может решить наши проблемы простить нас и благословить. А также показать выход и дорогу в новую жизнь!
- Ожесточенное и упорное сердце- потеряет в жизни все!
- Лицемерие и двойные стандарты, противны и не угодны Богу. Даже религиозная ревность и активное служение не принесет настоящих благословений и настоящей радости христианской жизни (см.Ис.1:2-20).
Извлечём же для себя духовные уроки из исследуемой главы и книги Амоса в целом.
Пастор Александр Тюпин по материалам комментария толковой Библии Лопухина