Горе городу нечистому и оскверненному, притеснителю! Соф.3:1
Вначале можно подумать, что пророк обращается к Ниневии или к вавилонянам, но все намного серьезнее. Здесь Господь обращается к жителям Иудеи.
Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается. Соф.3:2
Во втором стихе мы можем проследить некую лестницу отступничества: не слушают, отвергают глас Божий. И с этого начинаются проблемы.
Князья его посреди него — рыкающие львы, судьи его — вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости. Соф.3:3
Те, кто поставлены на защиту прав народа, сами становятся первыми нарушителями. Лидеры Иудеи пожирали людей как добычу (Притч. 28:15)
Пророки его — люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон.
Господь праведен посреди него, не делает неправды, каждое утро являет суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда. Соф.3:4-5
Пророки буквально наглые и развратные. Священники, поставленные на стражу Закона, не только сами нарушают его, но и учат так других. И посреди всего этого вертепа только один Бог заявляет, что праведно пребывает на своем месте, в храме, не смотря на методичное осквернение святыни.
Я истребил народы, разрушены твердыни их; пустыми сделал улицы их, так что никто уже не ходит по ним; разорены города их: нет ни одного человека, нет жителей.
Я говорил: «бойся только Меня, принимай наставление!» и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло, какое Я постановил о нем; а они прилежно старались портить все свои действия. Соф.3:6-7
Господь предупреждает о падении окружающих развратных народов, включая разрушение Израильского государства ассирийцами.
Предостережение, которое было высказано накануне разрушения и опустошений: «Бойся только Меня, принимая наставление!», было проигнорировано, и как следствие, не отвратило те народы от погибели. Иерусалим вступил в последнюю фазу.
Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля.
Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно. Соф.3:8-9
В последующих стихах прослеживается надежда восстановления для Иудеи обетованием «тогда». И тут перечисляются все то, что Господь желал бы видеть у Своего народа, а также от чего устал.
Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары.
В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей.
Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне.
Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их.
Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!
Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. Соф.3:10-15
Даже с наступлением ужасного периода унижения, в плену наступит отмена приговора, враг будет прогнан, и более того, зла больше не будет. С 15 стиха и далее пророчество можно отнести и к последним временам, и к окончательному избавлению народа Божьего из того плена, в котором оказалась вся человеческая раса.
Во время царствования Иосии Господь говорил устами Софонии, который предупреждал о последствиях продолжающегося отступничества, а истинную церковь призывал подумать о славном будущем. Его пророчества о надвигающихся на Иудею судах связаны и с тем судом Божьим, который разразится над нераскаявшимся миром во время Второго пришествия Христа. {ПЦ 389.1}
В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки твои!»
Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием.
Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение.
Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное, и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их.
В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Господь. Соф.3:16-20
В этой главе можно проследить некоторую тенденцию: всякое царство или империя или республика разрушает себя изнутри. В первую очередь отвержением Божьего авторитета, затем — падением нравственных норм, тотальной коррупцией, притеснением или геноцидом собственных граждан. Недавний пример этому — СССР.
Так и в скором будущем. Народ Божий окажется настолько притесняем религиозно-политической системой, что ему не найдется места на планете. И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (Дан. 2:44)
Пастор Руслан Спицын по материалам Библейского комментария