И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? Зах. 4:1-4.
Светильник, вероятно, был подобен тому, что стоял в израильской скинии (Исх.25:31-40). Но возникает вопрос, если светильник в скинии и светильник из видения Захарии один и тот же, почему Захария на вопрос ангела, о светильнике дает ответ, что не знает, что это:
И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Зах.4:5
Захарию волновало видение, и он не понимал его значения. И как понимать видение — целиком или необходимо вникнуть во все детали увиденного, по отдельности, скрупулезно выделяя каждую деталь.
Известно, однако, что те светильники, в скинии, наполняли елеем священники, тогда как этот (как видно из видения Захарии) наполнялся постоянно, как бы автоматически, без участия людей. Три важных момента указывают на это.
- Чашечка для елея была, по всей вероятности, подвешена над светильником (Зах.4:2).
- Елей под действием силы тяжести поступал к каждой из семи лампад светильника по семи трубочкам (всего их, таким образом, было 49).
- С правой и с левой стороны светильника было по масличному (оливковому) дереву, которые соединены были со светильником «двумя золотыми трубочками»
Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его? Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото? Зах.4:11-12
Через них — то «золото» (стих 12; тут в значении золотого елея) и изливалось в «чашечку», а из нее поступало через 49 трубочек к 7 лампадам. Таким было одно из предположительных устройств светильника, увиденного Захарией.
Непосредственного ответа на свой вопрос — что это? (относился ли он ко всему светильнику или к той или иной «части» его) — Захария от Ангела не получил. Скорее всего, вопрос его относился к «маслинам». Он повторяет его в стихе 12
Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото? Зах.4:12
Там они названы «масличными ветвями», и тоже не сразу получает ответ (стих 13 «И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой.») — возможно, намерением Ангела было усилить звучание его в конце пятого откровения Захарии.
И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли. Зах.4:14
И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты — равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем!» И было ко мне слово Господне: руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам. Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля. Зах. 4:5-10а
Но прежде чем отождествить «две маслины» (или «масличные ветви») с «двумя помазанными» (Зах.4:14), Ангел, как бы подготавливая к этому Захарию, обращает его духовное виденье на Зоровавеля, правителя (губернатора) Иудеи (сравните с Агг.1:1,12,14; 2:21). Из стихов 6 и 9 следует, что Зоровавель, чьи руки положили основание Дому сему (подразумевается, что под его руководством возобновилось строительство на фундаменте, заложенном прежде), и закончит строительство его, причем совершится это благодаря обильному излиянию Духа Божия на него и на строителей
Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. Зах.4:6
Надо ли говорить, что елей в лампадах прямо ассоциируется со Святым Духом! Это благодаря Его силе, а не воинством (военным могуществом) и… силою человеческой, храм будет восстановлен.
Как бы ни была велика гора препятствий, высящаяся теперь перед Зоровавелем, она обернется равниною:
Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты — равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем!» Зах.4:7
Ангел Господень дает понять Захарии, что успех строительства образумит и скептиков: ты узнаешь, говорит Он (подразумевая, очевидно, что узнают это и они), что Бог всемогущий послал Меня к вам. Здесь, возможно, в значении откровения, посылаемого Захарии, которое истолковывается ему Ангелом.
Первосвященник Иисус, который был в центре предыдущего видения Захарии, в этом не появляется, но от этого связь между видениями не утрачивается.
Строительный отвес в руках Зоровавеля здесь, возможно, символизирует его изначальную инициативу и руководство восстановительными работами.
«Кто может считать день сей маловажным?» Тут подразумеваются упомянутые выше скептики, иудеи старшего поколения, видевшие прежний храм во всем его великолепии. Они не верили в успех нового строительства, и на здание, которое возводилось теперь, смотрели с презрением — ведь по внешней красоте и богатству оно не шло ни в какое сравнение с храмом, построенным при царе Соломоне! Езд.3:12-13; Агг.2:3. Пусть в день, когда строительство завершится, они оставят свои сомнения и поверят в то, что новый храм, уступающий прежнему по виду, будет прославлен более чем тот — подразумевал Ангел, говоривший с Захарией.
— это очи Господа, которые объемлют взором всю землю? Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его? Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото? И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой. И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли. Зах.4:10б-14
В стихе 10 символически говорится о том, что на дело, завершенное под руководством Зоровавеля, радостно смотрят… очи Господа. Те семь сказано о них. Тут, возможно, содержится ответ на вопрос Захарии, записанный в стихе 4. Тогда Ангел прямо не ответил на него.
Масличные ветви, как и две золотые трубочки, возникают в видении Захарии только здесь. Очевидно, эти ветви, покрытые плодами, изливали свой елей в золотые трубочки, который по ним поступал в чашу, а затем — через 49 трубочек — к семи лампадам. Ангел устраняет недоумение пророка относительно двух масличных ветвей (стих 3 и 11), открыв ему, что эти «несущие елей» ветви символизируют тех двоих, которые помазаны елеем, чтобы служить Господу всей земли (стих 14).
Помазание посвящения совершалось, как известно, в отношении царей, первосвященников и иногда — пророков (к примеру, 3Цар.19:16). Здесь объектами его становятся Иисус, сын Иоседеков, и Зоровавель, которые символизируют собою — в качестве первосвященника и царя — Мессию. Светильник в таком случае, по-видимому, символизирует Израиля, как источник света для народов (Ис.42:6; 49:6), потенциально уже в дни Захарии. Но в полной мере он станет таковым в царствии Христа.
Пастор Виктор Хлонь