13 Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?»
14 Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа?
15 И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы».
16 Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его».
17 И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему.
18 И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.
Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.
2 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;
3 и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф.
4 Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы.
5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.
6 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием. Мал.3:13-4:6 RST
Последний виток дискуссии между Богом и Его народом в книге Малахии и во всем Ветхом Завете — это вопрос о воздаянии праведным и нечестивым. Здесь впервые в книге Бог цитирует не только отступников, но и тех, кто боится Господа, о тех, кто благоговеет перед Ним. Таким образом, Бог на заявления сомневающихся отвечает не своими словам, но словами тех, кто на Его стороне.
Те, кто боятся Бога, поддерживают друг друга. Они не ропщут и не сеют сомнений. Они стараются укрепить веру окружающих. Здесь не говорится, что они говорят с отступниками не потому, что они замкнуты на себя, а потому, что не все хотят их слушать.
Единственное место в Ветхом Завете, где употребляется словосочетание «памятная книга», кроме шестнадцатого текста третьей главы Малахии — это шестая глава книги Есфирь. Там памятной книгой назван свиток, куда персидский царь записывал добрые дела своих подданных. Мардохей не получил мгновенного воздаяния за свое доброе дело, но царю прочитали запись об этом деле в самый нужный для Мардохея момент.
В четвертой главе говорится о различной участи грешников и нечестивых. В этих текстах интересно раскрывается Божий характер. В то время, как исцеление приносит личность, названная Солнцем праведности, нечестивых попалит грядущий день. Бог не сжигает людей. Бог делает день, который грешники не могут выдержать. Он делает этот день, чтобы исцелить землю. Но те, кто не захотел перестать быть соломой, сгорят.
Книга заканчивает призывом и обещанием. Призывом не забывать то, что Бог открыл. И обещанием, что придет тот, кто поможет народу обратиться. Последнее, что Бог говорит в Ветхом завете — это то, что он не хочет проклинать. Именно для этого он посылает пророков — отвратить народ от греха и отвратить необходимость проклятия. К этому призваны все боящиеся Бога.
Пастор Денис Медведев