Иисус часто облекал свое учение в форму притч. Опираясь на хорошо знакомые слушателям примеры, Он побуждал их самостоятельно искать истину. Усвоить преподанное таким образом учение могли лишь искренние слушатели.
В первой притче в образе хозяина виноградника представлен сам Бог, виноградник — это народ Израиля, виноградари — иудейские религиозные вожди, слуги хозяина — верные Богу пророки и священники, сын — Иисус, другие — язычники. Рассказывая эту историю, Иисус давал понять религиозным вождям, что Он знает об их замысле убить Его, и предупреждал, что они не останутся безнаказанными.
Израиль, представленный здесь как виноградник, был избран Богом, чтобы принести спасение всему миру. Однако его вожди не только препятствовали исполнению Божьего замысла, ради которого был насажден виноградник, но даже преследовали тех, кто пытался заботиться о нем. В своем фанатизме они забывали о благе народа, которым должны были руководить.
Иисус говорит о себе как о «камне, отверженном строителями». Хотя Ему было суждено пережить отвержение от иудеев, Он должен был стать «краеугольным камнем» нового здания — своей Церкви (Деян.4:11-12). Краеугольный камень закладывался при строительстве в основание, и по нему выравнивались все камни здания. Жизнь и учение Иисуса стали таким основанием для жизни Церкви.
Фарисеи были представителями одного из направлений в иудаизме, а иродиане — членами одной из еврейских политических партий. Фарисеи ненавидели Иисуса, потому что Он разоблачал их лицемерие. Иродиане также видели в Иисусе угрозу. Сторонники династии Ирода Великого, они утратили политическую власть, когда в результате происшедших в Палестине беспорядков римляне низложили сына Ирода и назначили своего наместника. Иродиане опасались, что Иисус может стать причиной еще большей нестабильности в Иудее, и римляне никогда не вернут к власти потомков Ирода.
Те, кто уклонялся от уплаты налогов, подвергались суровым наказаниям. Евреев возмущала необходимость платить римлянам налоги, потому что эти деньги шли на поддержку их угнетателей и были знаком их подчинения Риму. Часть налогов шла на содержание языческих храмов, а также в распоряжение римской аристократии, утопавшей в роскоши. Фарисеи и иродиане пытались вопросом о налогах поймать Иисуса в ловушку. Любой ответ навлек бы на Него серьезные неприятности. «Да» означало бы, что Он поддерживает римлян, и восстановило бы против Него народ. «Нет» вызвало бы обвинение в государственной измене и пропаганде против Рима.
Фарисеи и иродиане надеялись, что своим хитрым вопросом поймали Иисуса в западню. Но Иисус мудрым ответом не только оставил их ни с чем, но и вновь разоблачил их побуждения. Он ответил, что монету, на которой изображен император, следует отдать императору. А то, в чем запечатлен образ Бога — наша жизнь — принадлежит Богу. Отдаете ли вы Богу все, что Ему по праву принадлежит? Ваша жизнь должна быть посвящена Ему, ведь вы носите Его образ.
После того, как фарисеи и иродиане не смогли поймать Иисуса своим вопросом о налогах, вмешались саддукеи, уверенные, что их вопрос поставит Его в тупик. Они с успехом использовали его в спорах с фарисеями, которые не могли найти ответ. Саддукеи не верили в жизнь после смерти, потому что Пятикнижие (пять первых книг Ветхого Завета) не содержит никаких упоминаний об этом, а они признавали авторитетной только эту часть Священного Писания. Но Иисус доказал им, что книги Моисея поддерживают идею вечной жизни.
Согласно ветхозаветному закону, если у женщины, не имевшей сына, умирал муж, то его брат обязан был жениться на ней, чтобы не пресеклась родовая ветвь. Первый сын от такого брака считался сыном умершего (Втор.25:5-6).
Иисус доказал, что саддукеи не знают не только Писания, но и Божьей силы. Человеку не дано знать подробностей о жизни в Царстве Бога (Ис.64:4; 1Кор.2:9). Поэтому нам надо соблюдать осторожность и не задаваться вопросами, на которые невозможно ответить из-за человеческой ограниченности. Мы не должны бояться будущей жизни из-за того, что мало знаем о ней. Вместо того, чтобы строить пустые предположения, лучше начать жить сейчас для Христа, потому что в Божьем Царстве мы будем вместе с Ним. Наша жизнь на земле окажет решающее влияние на то, что с нами будет после.
Утверждение Иисуса о том, что в грядущем Царстве люди не будут жениться и выходить замуж, не означает, что люди там не узнают своих близких. Это означает лишь, что новый Божий порядок не будет механическим продолжением земной жизни. В нашем падшем мире человеческие отношения ограничены временем, смертью и общественными законами, в новом же возрожденном Божьем мире ничего этого не будет.
На вопрос саддукеев, которые доверяли только Пятикнижию, о воскресении мертвых Иисус процитировал Исх.3:6 в доказательство существования жизни после смерти. Фарисеи не обращали внимания на этот стих, споря с саддукеями на эту тему. Бог говорил об Аврааме, Исааке и Иакове через много столетий после их смерти, как если бы они были живы. Божий завет с людьми остается в силе и после их физической смерти.
Ко времени жизни Иисуса иудеи накопили более 600 законов. Некоторые религиозные вожди пытались отделить главные от второстепенных, тогда как другие учили, что все законы равно обязательны и что проводить между ними различия опасно. Вопрос учителя закона мог вызвать споры между представителями этих двух мнений, но Иисус назвал две заповеди: о любви к Богу и о любви к ближнему.
Заповеди, названные Иисусом, содержатся в Ветхом Завете (Лев.19:18; Втор.6:5). Если мы всем сердцем любим Бога и заботимся о ближних, как о самих себе, мы исполняем самую суть Десяти заповедей и всех ветхозаветных законов. Пусть названные Иисусом законы управляют вашими мыслями, решениями и действиями. Когда вы не уверены в том, как вам следует поступить, спросите себя, какое решение лучше всего отразит вашу любовь к Богу и к ближним.
Все заповеди Ветхого Завета ведут к Христу. Учитель закона, говоривший с Иисусом, уловил смысл заповеди, который так часто подчеркивается в Писании: искренняя любовь лучше, чем внешнее благочестие, а «послушание лучше жертвы» (1Цар.15:22). Следующим шагом была вера в самого Иисуса, и это было гораздо труднее.
Иисус цитирует Пс.109:1, чтобы показать, что Мессия не должен был быть обычным человеком. Религиозные вожди не понимали, что Мессия будет не просто человеком, потомком Давида, а воплощенным Богом.
Иисус вновь разоблачает лукавство фарисеев. Религиозные вожди не получали платы и жили за счет пожертвований от иудеев. Некоторые фарисеи использовали этот обычай, чтобы обирать людей, обманом разорять бедняков и наживаться на богатых. Они изображали благочестие, чтобы занять высокое положение, получить уважение и признание.
Иисус предостерегал от учителей, которые хотят казаться святыми и принимать почести, тогда как на самом деле они полны обмана. Истинных последователей Христа узнают не по действиям, совершаемым напоказ. Чтение Библии, публичная молитва и исполнение церковных обрядов еще не свидетельствуют о праведности. Это может быть обманом. Поступки должны соответствовать убеждениям.
Божье наказание для религиозных лидеров должно было быть суровее, чем для простых людей, потому что они несли ответственность за формирование веры в народе. Но они требовали мелочного соблюдения правил, забывая о Боге. Их жадность и лукавые побуждения сбивали многих людей с истинного пути.
В храме стояло несколько ящиков для сбора пожертвований. В одни из них опускали деньги, составлявшие налог на храм, обязательный для всех мужчин-иудеев, в другие клали добровольные пожертвования.
В глазах Господа бедная вдова пожертвовала больше других, хотя ее дар был намного скромнее. Ценность дара Богу определяется не его размерами, а тем внутренним расположением, с которым он был сделан. Дар, принесенный напоказ или неохотно, теряет свою ценность. Малые дары, если они совершаются с благодарностью и благоговением, приятнее Богу, чем большие, но сделанные из корыстных побуждений.
Пастор Олег Василенко по материалам библейского комментария