Несмотря на обилие справочных материалов и комментариев, объясняющих непонятное в Библии, многое все еще остается неясным в этом удивительном событии — явлении Мессии для спасения человечества.
Четвертая глава Евангелия от Луки повествует о том, как, кажется, обычный еврейский юноша становится Мессией. Почему становится? Потому, что в Библейском понимании родиться царем, еще не означает быть таковым.
«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени…» (Фил.2:6-9)
В первой части четвертой главы можно прочитать поражающую воображение историю — искушение Христа в пустыне. Под «пустыней», кстати, в данном контексте подразумевается уединенное место, а не песчаные безжизненные просторы.
Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. Лук.4:1-3
Мне до сих пор многое непонятно в этой истории. Один из таких вопросов — почему диавол решил именно в этот момент попробовать разрушить «План Спасения». Иисус пошел в пустыню сразу после крещения, где Он был назван Сыном Божьим. Может быть, именно это обстоятельство и послужило причиной того, что диавол постарался опровергнуть факт явления Сына Божьего. По всей видимости, контекст этого события гораздо шире, чем земные обстоятельства, ведь мы знаем, что история противостояния Сына Божьего и Люцифера уходит своими корнями далеко за пределы земной истории. Как бы там ни было, ясно одно, в тот момент решался очень важный вопрос — действительно ли этот юный еврей, сошедший с небес Сын Божий.
Итак Иисус подвергается первому испытанию. Вот как комментирует Елен Уайт «первое великое искушение»:
«В основе первого великого искушения Христа (как и святой четы в Едеме) лежало чревоугодие. С чего началось падение, с того должно было начаться и наше искупление. В чем Адам пал, потворствуя своим вожделением, в том должен был победить Христос. «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: „не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих“.
От времени Адама до дней Христа потворство своим вожделениям постоянно усугубляло силу плотских желаний, пока они не приобрели над человеком практически неограниченную власть. Люди настолько деградировали, что собственными силами не способны преодолеть свои страсти. Ради человека Христос выстоял, одержав победу в чрезвычайно суровом испытании. Ради нас Он проявил самообладание, которое пересилило голод и страх смерти. Эта первая победа означала, что одержан верх и в других сферах, которые неизбежно затрагиваются во всех наших схватках с силами тьмы» (ЖВ12:15-16).
От себя хочу добавить, что вся сложность этой ситуации заключалась в том, что Иисус не просто захотел поесть. Когда человек голодает, его организм переключается в режим потребления внутренних резервов и естественное чувство голода на некоторое время уходит. У Иисуса появился не просто голод. Организм начал подавать сигнал о том, что если Он не поест, то процесс истощения будет уже необратим и закончится смертью.
Есть еще и другое, отягощающее, обстоятельство. В книге «Желание Веков» Елен Уайт, комментируя первое искушение, делает очень интересное замечание.
«Когда Иисус пришел в пустыню. Он был окружен славой Отца. Поглощенный общением с Богом, Он возвысился над человеческой слабостью. Но слава Отца отошла от Него, и Он остался один на один с искушением. Оно давило на Него каждую минуту. Человеческая природа Христа содрогалась при мысли о предстоящей борьбе. Сорок дней Он постился и молился. Истощенный, слабый от голода, уставший, измученный душевными страданиями. Он «был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих» (Ис.52:14). Лукавому представилась редкая возможность, он решил, что теперь-то он победит Христа!
И вот как бы в ответ на молитвы Спасителю явился некто — по виду ангел небесный — и заявил, что послан Богом сообщить Ему: пост окончен, что подобно тому как Господь послал ангела, чтобы удержать руку Авраама от жертвоприношения Исаака, Отец Небесный, удовлетворенный готовностью. Иисуса вступить на обагренный кровью путь, послал ангела, чтобы прекратить пост. Такова была весть, принесенная Иисусу. Спаситель ослабел от голода. Ему очень хотелось есть, и как раз в это время к Нему подступил сатана. Указывая на камни в пустыне, по виду напоминающие хлебы, искуситель сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (ЖВ12:17-18).
Оказывается, обстоятельства первого испытания усугублялись еще и тем, что Иисус увидел перед Собой как бы ангела Божьего! Он не знал с самого начала, что пред ним искуситель!
«Несмотря на то, что он выглядел как ангел света, первые же слова выдали его истинную суть. „Если Ты Сын Божий…“ В этих словах кроется недоверие. Если бы Иисус отозвался на них, то Сам разделил бы сомнение. Искуситель намеревался покорить Христа тем же способом, что с успехом применил к первым людям. Как хитро сатана приступил к Еве в Едеме! „Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?“ (Быт.3:1). Лукавый не исказил заповеданного Господом, речи его выражали недоверие к словам Божьим. Он стремился внушить Еве мысль о том, что Бог не сделает обещанного, потому что запрет прикасаться к чудесному плоду противоречит Его любви к человеку. И теперь искуситель намеревался внушить Христу тот же ход мыслей. „Если Ты Сын Божий…“, — он произносит эти слова с плохо скрытым раздражением и недоверием. Как может Бог так обращаться со Своим Сыном? Оставить Его в пустыне наедине с дикими зверями, без пищи, без друзей, без утешения!… Сатана намекает на то, что Бог на самом деле не хотел, чтобы Его Сын оказался в таком положении. „Если Ты Сын Божий“, яви Свою силу и освободи Себя от мучительного голода. Повели этому камню превратиться в хлеб.
Сатана помнил слова, донесшиеся с неба: „Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение“ (Мф.3:17). Но он был исполнен решимости заставить Христа усомниться в этом свидетельстве. Бог заверил Иисуса в Его Божественном предназначении. Иисус пришел, чтобы жить как человек среди нас, и Бог подтвердил Его связь с Небом. Если бы можно было поколебать доверие Христа Богу, сатана был бы уверен, что победа в великой борьбе на его стороне. Он мог бы победить Иисуса. Он надеялся, что, упавший духом и смертельно голодный Христос утратит веру в Своего Отца и совершит чудо для Себя. Если бы Он сделал это, план спасения был бы разрушен» (ЖВ12:19-20).
Нет сомнений, никто из людей не смог бы в этих обстоятельствах так отреагировать. Такое поведение было доказательством того, что искуситель действительно встретился с Сыном Божьим.
Формат данной статьи не позволяет в деталях рассмотреть всю глубину событий описанных в 4 главе евангелия от Луки. Поэтому необходимо выделить главное — в этих повествованиях мы можем проследить, как Иисус из Назарета проявляет себя как Спаситель, посланный нашему грешному миру. Шаг за шагом, идя путем послушания, самообладания и терпения, Иисус становится истинным Сыном Божьим.
«но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего…» (1Пет.1:15-18).
Дальнейшие события, описанные в этой главе, повествуют о том, как Мессия начинает Свое служение людям, преодолевая недоверие и сомнение, отражающее общий духовный упадок народа Божьего. Это всегда очень не просто — делать что-либо для тех людей, кто не верит в успех твоих усилий и сомневается в твоей компетенции. Однако, перед тем как преодолеть неверие других, необходимо прежде всего преодолеть собственное неверие и сомнение. И, по моему личному опыту, сложнее всего преодолевать именно собственные сомнения.
Почему Иисус смог преодолеть то, что не смогли когда-то Адам и Ева? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Но точно можно утверждать одно: Сын Божий знает, как бороться с сомнениями и недоверием.
«Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.» (Евр.2:18)
«Евангелие» или «Хорошая Новость» заключается в том, что Всевышний не ожидает от нас такого же самообладания каким обладал Иисус, иначе бы Иисус не предложил своим ученикам молится так: «и не введи нас во искушение…» (Лук.11:4)
Он предлагает нам помощь в наших затруднениях, а то, что нам не по силам берет на Себя. Для тех людей, которые день за днем борются с искушениями, преодолевая сомнение и страх, это по истине «Хорошая Новость»!
Пастор Валентин Сухин