Пятая глава начинается с описания того, как Иисус обретает первых учеников. В наше время, перед тем как поступить на обучение, ученики сдают экзамены. С Иисусом было по-другому. Не ученики проходят испытание, а Сам Учитель. Иисус пленяет Своих учеников необыкновенным проявлением силы, присущей пророкам древности. Он увлекает их не красноречием, а убеждает их, проведя «мастер-класс» рыбной ловли, для Петра и других опытных рыболовов.
Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. Лук.5:4-11
После этих событий следуют две истории о том, как Иисус исцеляет в начале прокаженного, потом расслабленного. В этих событиях кроме самого факта чуда, есть другие, не менее интересные факты. В первом случае, Иисус посылает прокаженного к священнику, во втором прилюдно провозглашает о Своем праве прощать грехи. В современных взглядах на служение Христа, часто можно услышать такое мнение, что Иисус принес на Землю новые заповеди, а старые отменил. Однако Иисус, посылая прокаженного к священнику, показывает тем самым, что для Него исполнение обрядового закона было не менее важным, чем исполнение собственных заповедей. А то, что Иисус простил грехи расслабленному, было очень серьезным заявлением. Фактически Он дал понять всем присутствующим, что обладает привилегией Всевышнего Бога, Творца и Судьи.
Далее следует интереснейший рассказ о том, как Великий учитель ест и пьет с мытарями и грешниками. В понимание благочестия людьми того времени это никак не вписывалось. Даже такому пророку как Иоанн, такое поведение было не понятным:
«В своем служении Иоанн был бесстрашным обличителем беззакония как высших, так и низших сословий. Он осмелился прямо указать на грех царя Ирода. Иоанн не дорожил своею жизнью, выполняя порученное ему. И ныне, томясь в темнице, он ожидал, что „Лев из колена Иудина“ ниспровергнет притеснителя и избавит его и всех бедных и страдающих. Но Иисус, казалось, довольствуется тем, что собирает учеников вокруг Себя, исцеляет и учит народ. Он ел за одним столом с мытарями, а тем временем римское иго с каждым днем становилось все тяжелее для Израиля. Ирод и его развратная любовница исполняли свои прихоти, а к небесам поднимались крики бедных и страдающих.
Пророку пустыни все это казалось непостижимой тайной. Бывали моменты, когда нашептывания демонов угнетали душу и его охватывал сильный страх. А может быть, столь долгожданный Освободитель еще не пришел? Что же тогда означала весть, которую он послан был возвещать? Иоанн испытывал горькое разочарование. Он ожидал, что Божественная весть окажет такое же действие, какое оказал закон, прочитанный во дни Иосии и Ездры (см. 1Пар.34; Неем.8:9), что этот призыв вызовет глубокое покаяние и обращение к Господу. И во имя успеха этой миссии он был готов пожертвовать своей жизнью. Неужели эта жертва окажется напрасной?» (ЖВ 22:7-8)
Зачем же Иисус посещал такие мероприятия? На этот вопрос хорошо отвечает следующая выдержка:
«Мытари были очень заинтересованы происходящим. Их сердца потянулись к Божественному Учителю. Радуясь тому, что он стал учеником, Матфей старался привести своих бывших товарищей к Иисусу. С этой целью он устроил в своем доме пир и созвал родственников и друзей. На пир были приглашены не только мытари, но и множество других людей сомнительной репутации, которых чурались их щепетильные соседи.
Пир был устроен в честь Иисуса, и Он не колеблясь принял приглашение. Он хорошо знал, что это будет воспринято фарисеями как оскорбление и скомпрометирует Его в глазах людей. Но дипломатические соображения не могли повлиять на поступки Иисуса. Для Него внешние различия ничего не значили. Он не был равнодушен к людям, жаждущим живой воды.
Иисус сел на почетном месте за одним столом с мытарями. Его сочувствие, общительность Его добросердечие свидетельствовали о признании Им человеческого достоинства. И люди старались стать достойными Его доверия. Его слова изливались на их жаждущие сердца благословенным, животворящим потоком. В этих людях, которых считали отбросами общества, пробуждались новые стремления. Перед ними открывалась возможность новой жизни.
Многие посещавшие подобные собрания были покорены учением Спасителя, но не исповедовали Его вплоть до самого вознесения. Когда же излился Святой Дух, и три тысячи обратились в один день, среди них были и те, кто впервые услышал истину, сидя за столом с мытарями. И некоторые из них стали потом вестниками Евангелия. Для Матфея поведение Иисуса на этом пиру было постоянным примером. Презираемый всеми мытарь стал одним из самых посвященных евангелистов. Он твердо шел по стопам Учителя, исполняя свое служение» (ЖВ 28:11-14)
Если мы претендуем на звание учеников Иисуса, то не должны рассчитывать на то, что нам будет легче понимать нашего Учителя, чем Его первым ученикам. Многое прояснится еще при нашей жизни, но что-то будет неясным до конца наших дней. Только вечность откроет ту завесу, которая закрывает от нас истинное значение происходящих в нашей жизни событий. Это теперь нам легко рассуждать о том, что в каждом поступке Иисуса была сокрыта небесная мудрость, но будь мы тогда на месте учеников, или будь мы простыми наблюдателями, как бы мы воспринимали поведение Иисуса?
Сегодня точно также как и тогда, желающим следовать за Богом, часто нужно было просто поверить.
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» Евр.11:6
Пастор Валентин Сухин