Известно, что Лука пишет Евангелие не еврейской аудитории. Он подчеркивает заслуги и смирение, а также великую веру сотника (разумеется, не еврея), который просил и добился у Иисуса исцеления дорогого для него слуги. Лк.7:1-10. В обществе, где доминируют мужчины, смерть единственного сына вдовы ставит ее в отчаянное положение (она остается без кормильца); таким образом, Лука подчеркивает милосердие Иисуса, воскрешающего сына вдовы и возвращающего его матери. Прославление Бога благоговейной толпой и признание в Иисусе представителя Бога (таков смысл слова «пророк») выявляют в этом чуде Иисуса в дополнение к его общественному значению религиозное содержание.
Лк.7:11-17. В эпизоде с вопросом Иоанна Крестителя Лука подчеркивает, что Иисус творил чудеса «в это время», на глазах у двоих, посланных Иоанном, чем еще раз подтверждается достоверность предания, идущего от очевидцев (ср. Лк.1:1-4). В слове Иисуса об Иоанне показан контраст между суровой жизнью Иоанна, который «больше пророка», и роскошной жизнью снисходительных к себе царедворцев. В сходном противопоставлении покаявшихся — всего народа и даже мытарей — с одной стороны, и лицемерных фарисеев и знатоков закона Моисеева, с другой, подчеркивается справедливость Бога, отвергшего последних и принявшего первых, этих чад премудрости, которые, крестившись крещением Иоанна, показали себя более мудрыми, нежели фарисеи.
Итак, у Луки Иисус представлен всемирным Спасителем, Который сострадает всем людям, не гнушается ни одним человеком, общается как с фарисеями, так и с мытарями (Лк.5:27-32; 7:36; 11:37; 14:1; 19:1-10), и лично заботится о людях, страдающих от бед и горестей (Лк.7:11-17; 8:40-56; 9:37-43). Там, где Матфей сосредоточивается на теме Иисуса и Царства, Лука сосредоточивается на теме отношения Иисуса к людям с их горестями, и характеры обрисованы у него весьма выпукло.
Лк.7:18-35. Рассказ о прощении грешницы представляет собой конкретный пример проявления любви в прощении Иисуса. Лк.7:36-50. Тем, кто ходил в открытых сандалиях по грязным дорогам, предложение воды для омовения ног представлялось желанной любезностью. В число подобных любезностей входили и приветственные целования, и помазание волос оливковым маслом, чтобы они заблестели в знак праздника. Ноги возлежащих на пиршественных ложах простирались в сторону от стола, поэтому женщине нетрудно было подобраться к ногам Иисуса. В обычае было, что не званные за стол входили и смотрели на трапезничающих.
Напомним, что всеобщая направленность Евангелия от Луки проявляется и в особом внимании, уделяемом женщинам: это Мария, Елисавета и Анна в главах о Рождестве (Лк.1-2); вдова из Наина (Лк.7:11-17), женщины, которые оказывали Иисусу поддержку деньгами (Лк.8:1-3), грешница (Лк.7:36-50), Мария и Марфа (Лк.10:38-42), бедная вдова (Лк.21:1-4), а также те женщины, которые оплакивали Иисуса (Лк.23:27-31), присутствовали при распятии (Лк.23:49) и хотели умастить Его тело, но смогли лишь засвидетельствовать, что гроб пуст, и возвестили о Воскресении (Лк.23:55-24:11). Поэтому, Евангелие от Луки полезно всем, кто желает углубиться в тему роли женщины в Новом Завете, в тему взаимоотношений женщин и Бога, роли женщин в жизни Иисуса. Можно сказать, что это евангелие посвящено не только Феофилу, но и женщинам.
Пастор Вячеслав Козлов по материалам книги Роберта Гандри «Обзор нового завета»