Давайте рассмотрим 15 и 16 главы евангелия от Луки с точки зрения того, что целью прихода Иисуса Христа в мир было спасение, потому что написано: «… и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» — (Мф.1:21). Кого и от каких грехов спасал Иисус по описанию, данному в вышеуказанных главах? Давайте разбираться…
Лк.15:1 — «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его». Прежде чем обратить внимание на категории людей, указанных в тексте, давайте усвоим, что Иисус спасал людей следующим методом: «… Находясь среди людей, Спаситель общался с ними, желая им добра. Он проявлял к ним сочувствие. Он служил их нуждам и завоевывал их доверие. И только после этого Иисус говорил им: „Следуй за Мною“. — {СИ 143.3}».
Первой категорией людей, указанных в тексте, были мытари. «Мытарь — сборщик податей и налогов в пользу римской казны. Как правило, такие чиновники назначались из римлян, но они часто нанимали себе помощников из местного населения. За вымогательство и всевозможные обсчеты они считались страшными грешниками и еврей, вступивший в эту службу, считался отлученным от общества израильского (Мф.18:17). Но Господь Иисус Христос не только ел и пил с ними (Мф.9:11), но одного из них избрал Своим Апостолом (Мф.10:3)» — (Библейский словарь В. П. Вихлянцева).
Обратите внимание на то, что «вымогать» — это значит: «добиваться незаконного получения денег в качестве оплаты чего-либо или прав на что-либо посредством угроз, шантажа или злоупотребления служебным положением«— (толковый словарь Ефремовой). «Обсчитать» же, в негативном смысле, означает следующее: «Неверно сосчитав, дать кому-н. меньше (денег)» — (толковый словарь, Ушакова). Фактически это указывает на то, что неразлучными спутниками жизни мытарей было воровство и ложь, которые являются нарушением соответствующих Божьих заповедей.
А теперь Обратите внимание на следующее:
«„Не кради“. — {ПП 308.8}
Этот запрет включает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она осуждает воровство и грабеж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле и требует справедливого расчета с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счет чьего-то невежества, слабости или несчастья записывается как обман в небесных книгах. — {ПП 309.1}
„Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего“. — {ПП 309.2}
Любая ложь, всякая попытка или намерение обмануть нашего ближнего включается в эту заповедь. Намерение обмануть рождает обман. Одним взглядом, жестом, выражением лица можно так же успешно солгать, как и словами. Всякое умышленное преувеличение, намек или клевета, расчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, но вводящее в заблуждение, — является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию нашего ближнего, либо рисуя действительность в ложном свете, либо необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди. — {ПП 309.3}»
А теперь подумайте о следующем: общались бы вы с человеком, который практикует все непотребства перечисленные выше, к тому же, желая ему добра? А ведь именно так делал Иисус. Неудивительно, что это вызывало негативную реакцию со стороны религиозных учителей того времени: «Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними». — (Лк.15:2). А что сами-то фарисеи и книжники, были ли они сами святы? Вот ответ: «Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». — (Лк.16:14-15). «Сребролюбие» — это: «Жадность к деньгам, корыстность» — (толковый словарь, Ушакова). От сребролюбия прорастают и другие грехи: «ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» — (1Тим.6:10).
Будьте уверены, что история о богаче и Лазаре была рассказана не для того, чтобы поведать о состоянии человека после смерти, но для того, чтобы показать к чему приводит сребролюбие. Она продемонстрировала, что сребролюбие сделало сердце богача каменным и равнодушным к нуждам нищенствующего Лазаря. Она обратила внимание на то, что жадность к деньгам способна поразить сердце даже того, кто на словах не отрицает Бога, уводя его на путь осуждения и погибели.
Будьте также уверены, что старший сын, из притчи Иисуса Христа о блудном сыне, символизирует верующих людей, чье сердце сковала жажда наживы и корыстолюбия. Он символизирует тех, кто никогда не порадуется человеку, ради которого ему прийдется чем-то пожертвовать, но всегда будет рад тем, от кого можно будет чем-то поживиться.
Будьте уверены, что история о неверном управителе была рассказана вовсе не для того, чтобы поощрить махинации в финансовых вопросах. Это противоречило бы всему вышесказанному. Эта история обращает внимание на то, что неверный управитель начал действовать, чтобы подготовиться ко встрече с нависшей над ним угрозой увольнения. Таким образом, Иисус Христос хотел побудить всех Своих слушателей, в том числе и Своих учеников, решать проблему с корыстолюбием и жадностью поскорее, пока еще есть время, не дожидаясь наступления часа, когда ничего нельзя будет изменить — см. Лк.16:25-26.
В заключении хотелось бы вспомнить о том, что в Лк.15:1 упоминается еще одна категория людей, которых Иисус желает спасти: «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его». Скорее всего, — это не отдельная категория, но собирательный образ людей, которые порабощены различными грехами, помимо тех, которые были уже нами конкретизированы. Знаете ли вы, что это означает? Прежде всего то, что нет такой разновидности грехов, которые могли бы стать препятствием Богу, в стремлении спасти нас. Он благорасположен к нам независимо от того, грешны мы или нет. И все это для того, чтобы спасти нас! Мы не можем спасти сами себя, находясь вдали от Христа Спасителя. Для того, чтобы спасти нас, Господь предлагает войти нас в круг спасительного общения (спасительной близости) с Ним: «Сблизься же с Ним — и будешь спокоен; чрез это придет к тебе добро» — (Иов.22:21). Только тесно общаясь с Иисусом в молитве, размышляя над откровениями, данными нам в Слове и природе, созерцая Его святость, — только тогда мы понимаем насколько омерзителен наш грех и начинаем ненавидеть его. Такое сокрушение совершенно необходимо нам, чтобы изменился наш образ жизни, потому что: «Покаяние подразумевает сокрушение о соделанном грехе и оставление его. Мы не откажемся от греха, если не осознаем его пагубность; до тех пор, пока наше сердце не отвернется от него, в нашей жизни не произойдет настоящей перемены. — {ПХ 23.2}».
«Совершить такое покаяние своими силами невозможно; его можно получить только у Христа, Который „восшел на высоту и дал дары человекам“. — {ПХ 25.2}». Именно поэтому Христос продолжает спасать, используя метод «сближения с грешниками», Он призывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». — (Мф.11:28-30). Отбросьте мысли о том, что это к вам не относиться! Поверьте, — у Господа есть много, что Он желает открыть вам о Себе и о вас самих! Если вы пожертвуете ежедневно какую-то часть вашего времени, чтобы сблизиться с Ним, вам откроется новый и удивительный мир, которого вы раньше не замечали и по которому так тоскует (возможно где-то очень глубоко) ваша душа…
Пастор Виталий Олейник