В этой главе продолжается рассказ о допросе Иисуса перед Пилатом (ст. 1-16), а затем рассказывается о Его распятии (ст. 17-30), смерти и погребении (ст. 31-42).
Иисуса бичевали.
Римское бичевание было чрезвычайно жестоким; оно производилось кожаными плетьми, усеянными металлическими шипами, которые разрывали тело. Вероятно, Пилат надеялся, что сердца обвинителей Иисуса смягчатся, когда они увидят Его израненным бичами. Пилат нервничал во время допроса, то выходя из здания наружу, то заходя в него вновь: «Пилат вышел к ним» (Ин.18:29); «Пилат опять вошел в преторию» (Ин.18:33); «опять вышел к иудеям» (Ин.18:38); «Пилат опять вышел» (Ин.19:4); «и опять вошел в преторию» (Ин.19:9); «Пилат… вывел вон Иисуса» (Ин.19:13).
Се Человек.
Для Пилата было естественным назвать обвиняемого подобным образом, но его слова имеют также провидческое значение, ведь перед ним стоял Человек, воплощавший в Себе все лучшие качества человеческой природы, последний Адам и Глава нового, искупленного человечества (1Кор.15:45).
Первосвященники …закричали.
В своей ненависти к Иисусу первосвященники превратились в вожаков толпы. «Возьмите Его вы, и распните». В душевном смятении Пилат забывает о том, что иудеи не имеют права производить распятие. Уже в третий раз Пилат провозглашает Иисуса невиновным (Ин.18:38; 19:4.6; см. также Лк.23,4.14.22).
Но Иисус не дал ему ответа.
Здесь, как и на протяжении всего рассказа, хорошо видно, что Иисус не стремился получить освобождение. Он не сопротивлялся аресту, и допросы были частью Его добровольных страданий. «Ты не имел бы надо Мною никакой власти». Иисус принимает происходящее с Ним как осуществление Божия замысла. Этот замысел включает в себя и злобность обвинителей, и трусость Пилата. Об этом позднее свидетельствовали также Петр (Деян.2:23) и ранняя церковь (Деян.4:28).
Пятница перед Пасхою.
В оригинале: «тогда был день приготовления перед Пасхой». Это выражение часто считают относящимся ко дню приготовления к празднованию Пасхи (т.е. к четвергу). Если это так, то, согласно Евангелию от Иоанна, Иисус был распят в то самое время, когда приносились в жертву пасхальные агнцы (см. ком. к Ин.13:1 — 17:26), однако это противоречит тому, что говорится в синоптических Евангелиях, где распятие Иисуса совершается в пятницу. Возможно, однако, что здесь имеется в виду день приготовления к субботе пасхальной недели — пятница (греч. слово «параскеве» — «день приготовления», обычно означает пятницу).
Се, Царь ваш!
До последнего момента Пилат именует Иисуса Царем Иудейским. Может быть, таким способом он пытался смягчить иудеев. Позднее он написал этот титул на кресте Иисуса (ст. 19), возможно, как оскорбление иудеям, чтобы отомстить им за то, что они вынудили его дать согласие на казнь. Нет у нас царя, кроме кесаря. Это говорили иудеи, чьим Царем был Господь Всемогущий (Пс.9:37; 46:7; 73:12; 149:2).
Крест.
Крест мог быть различной формы. Поскольку надпись находилась над головой Иисуса (Мф.27:37), по-видимому, крест был именно таким, каким его обычно изображают. Симона Киринеянина заставили нести крест Иисуса, вероятно потому, что Иисус был очень слаб после жестокого бичевания. В Писании ничего не говорится о том, будто Иисус трижды падал под тяжестью креста, как об этом сообщает предание. Голгофа. Арамейское слово, в переводе означающее «череп». Там распяли Его. Смерть от распятия на кресте была чрезвычайно мучительной. Распинаемый испытывал страдания от ран, причиненных гвоздями, которыми были пробиты его руки и ноги, от крайнего напряжения всех мышц и сухожилий, затрудненности дыхания, ужасных головных болей, сжигавшего его жара и невыносимой жажды, не говоря уже о позоре быть выставленным нагим.
Вместе с Иисусом были распяты двое преступников, что, с одной стороны, явилось исполнением пророчества (Ис.53:12; Лк.22:37), а с другой — дало Христу возможность показать Свою силу и спасти человека, который находился на грани погибели.
Иисус Назорей, Царь Иудейский. Четыре евангелиста приводят сделанную Пилатом надпись с незначительными различиями, причиной которых, возможно, являлось то, что надпись была на трех языках. Та форма надписи, которую приводит Иоанн — Иисус Назорей, — имеет семитскую окраску. Существовал обычай помещать над головой приговоренного к смерти надпись, указывающую, в чем заключалось его преступление. Между тем, надпись над головой Иисуса была официальным признанием Его царского достоинства.
Первосвященники рассматривали эту надпись как оскорбление своему народу, и, может быть, Пилат умышленно хотел унизить иудеев и потому решительно отказался что-либо изменять. Уступив по главному вопросу, он оставался непреклонным в этой детали.
Кто стоял возле креста? Из греческого текста трудно понять, идет речь о трех женщинах или же о четырех. Второй вариант представляется более предпочтительным, потому что если сестра матери Иисуса и Мария, жена Клеопы, — одно и то же лицо, то в таком случае получается, что обе сестры носили одно и то же имя — Мария. Возможно, что названный здесь Клеопа — одно и то же лицо с Клеопой, упомянутым в Лк.24:18, а также одно и то же лицо с Алфеем, отцом Иакова — одного из двенадцати апостолов (Мф.10:3; Мк.3:18; Лк.6:15). Некоторые из этих женщин присутствовали также при погребении Иисуса (Мф.27:61; Мк.15:47) и при Его воскресении (Ин.20:1-18; Мф.28:1; Мк.16:1).
Жено! се, сын твой. Обращение к собственной матери как к «женщине» на арамейском языке не звучит резко. Находясь на кресте, Иисус был не сыном Марии, а Посредником нового завета.
Совершилось.
Иоанн приводит пятое и шестое из высказываний Иисуса, произнесенных Им с креста. Эти слова были сказаны Христом уже на пороге смерти. Самое тяжелое из испытаний, а именно ощущение на Себе всей тяжести Божия гнева, обращенного против греха (Мф.27:46; Мк.15:34) и сопровождаемого тьмой, кажется, уже было позади. Жажду. См. Пс.68:22. Еще два из высказываний Иисуса на кресте были тесно связаны с Ветхим Заветом: Мф.27:46 является цитатой из Пс.21:2, а Лк.23:46 — из Пс.30:6.
Это восклицание относится к тому, на что Иоанн указывал в ст. 28. Уничижение Христа должно было еще включать в себя Его погребение, но все, что Он лично должен был сделать, уже было завершено, и Он испустил дух со словами из Пс.30:6 (ср. Ин.10:18).
Иудеи торопились снять тела с крестов. Если бы тела оставались на кресте, это осквернило бы землю (Втор.21:23). Люди, изо всех сил стремившиеся совершить убийство, в то же время оставались столь скрупулезными в исполнении обрядового закона. Необходимость перебить у них голени, проистекала из того, что это ускоряло смерть жертв, поскольку, лишаясь возможности опираться на ноги, они погибали от удушья.
Иисусу копьем пронзили ребра. Это действие доказывает, что Иисус действительно был мертв, и потому о нем сообщается в одном ряду с рассказом о приготовлениях к погребению (ст. 39, 40) и с описанием месторасположения гробницы (ст. 41). Все эти факты, взятые вместе, не оставляют сомнений в том, что смерть Иисуса была подлинной. То, что Иисус был пронзен, но Его кости не были перебиты, явилось исполнением пророчеств, записанных в ветхозаветных Писаниях. Его смерть, не сопровождавшаяся переломами костей, соответствовала обрядовым требованиям, записанным в Чис.9:12, а также была исполнением предсказания, записанного в Пс.33:21. Удар копьем явился исполнением предсказания пророка Захарии (Зах.12:10).
Истекла кровь и вода. Иоанн придает этому достоверно засвидетельствованному факту важное значение. Кроме того, что он является доказательством реальности физического тела Иисуса и Его смерти, полагают, что он служит признаком разрыва сердца. Другие усматривают здесь символический смысл и связывают его с 1Ин.5:6-8. Иосиф из Аримафеи. Этот тайный сторонник Иисуса упомянут во всех четырех Евангелиях в связи с Его погребением, но нигде больше в Новом Завете о нем не говорится.
Заключение.
Так заканчивается служение Иисуса как смертного человека. Он выполнил все требования закона и претерпел до конца. Благодаря именно событиям крестной смерти, был совершен акт нашего спасения. Интересно, что Эллен Уайт пишет об этом событии.
«Своей смертью Он и начал эту работу, для завершения которой после воскресения Он вознесся на небо. Мы должны верой войти за завесу, „куда предтечею за нас вошел Иисус“ (Евр.6:20). Там сияет свет с Голгофского креста. Там мы можем глубже понять тайны искупления. Небо уплатило невозможную цену за спасение человека; принесенная жертва удовлетворяет абсолютно все требования нарушенного закона Божьего. Иисус открыл дорогу к престолу Отца, и путем посреднического служения, через веру приходящие к Нему, могут возносить Богу свои заветные желания». (Великая Борьба 28:31)
То, что сделал Иисус, трудно переоценить и понять. Но важно другое. Если мы не используем возможность, которую получили благодаря крестному подвигу, мы оскорбляем Иисуса. Представим себе что, наш доброжелатель проделал долгий и тяжелый путь, чтобы вручить нам подарок на День рождения, а мы даже не посмотрели, что же в подарочной упаковке.
Для чего нужно было все, описанное в 19 главе Евангелия от Иоанна? Для того чтобы, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
Пастор Валентин Сухин по материалам библейского комментария