В 5 главе апостол Павел развивает тему оправдания через веру, показывая к чему это оправдание приводит. Оправдавшись перед Богом, мы примиряемся с Ним. Это не означает, что у нас исчезнут все проблемы:
И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам Рим.5:3-5.
Примирившись с Богом, человек обретает силу преодолевать трудности. Он становится способным понимать Бога и видеть в затруднениях Божью милость и благодать.
На этом можно было бы и закончить. Однако при прочтении 5 главы создается впечатление, что в ней заложен гораздо более глубокий и сокровенный смысл. Но это не так. При прочтении писем которые писал Павел, нужно учитывать, что Павел имел за плечами фарисейское образование, обладал особым языком и стилем изложения мыслей. Даже Петр, читая его письма, увидел в них некую проблему:
«как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» 2Пет.3:16.
Не нужно воспринимать послание Павла как научный труд, Павел, как мог, писал о своей вере братьям в находящимся в Риме, но писал, прежде всего, как наставник, попечитель, потому что считал себя должником людей, и Римлян в том числе.
По сути, если не искать «черного кота в темной комнате, особенно если его там нет», то можно найти вполне практические, прикладные наставления в его послании.
Павел пишет о роли надежды и доверительных отношений с Богом в жизни простого человека. И 5 глава о том, как мир с Богом помогает преодолевать трудности.
Когда христианин переживает скорбь с правильным отношением к жизни, он учиться терпеть.
Примером может послужить поведение Давида, когда в его жизни настало тяжелое время.
«Когда дошел царь Давид до Бахурима, вот вышел оттуда человек из рода дома Саулова, по имени Семей, сын Геры; он шел и злословил, и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону [царя]. Так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты — кровопийца. И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову. И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? [оставьте его,] пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? 2Цар.16:5-10.
Давид понимал, что вполне заслужил такое отношение, по этому и не испытывал ненужных эмоций.
Пережив подобные обстоятельства со смирением и терпением, человек, по словам Павла, обретет некий опыт, который является основанием для надежды. Надежды на то, что даже в трудностях, которые мы сами же себе и создали, Господь нас не оставит.
«Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни» Пс.22.
Обретая мир с Богом, мы становимся способными выполнять свои жизненные обязанности верно, терпеливо преодолевая трудности, возникающие у нас на пути, потому что видим Бога, идущего рядом.
Пастор Валентин Сухин