Апостол Павел продолжает вести евангельскую дискуссию, но теперь уже в правовом аспекте, на языке закона, на языке права. В данном случае это оправданно. А как иначе говорить с теми, кто все еще остается на позициях законничества? Известно, что Павел умел находить общий язык с разными людьми (1Кор.9:20). Такой пример, сам по себе, достоин восхищения и подражания.
Проблематика этого отрывка, скорее всего, связана с тем, что христиане из иудеев психологически не были готовы сразу перейти к новому способу жизни с Богом — от закона к благодати. Принимая оправдание по вере они, тем самым, предают веру (религию) своих отцов, изменяют Торе. Так они это понимали. Ведь Тора дана их народу Самим Господом. Закон (Тора) выражал отношения завета между Господом и Его народом, завета, который в Писании назван вечным.
Понятно, что в этой части Послания апостол Павел не рассматривал весь комплекс вопросов, связанных с законом, его назначением и функциями. Его цель — показать (раскрыть) в полной мере значение жертвы Христа, которая и изменила характер взаимоотношений между Богом и человеком.
То, что замужняя женщина после смерти мужа «освобождается от закона замужества», сегодня назвали бы изменением правовой ситуации или изменением правового статуса этой женщины. Теперь она свободна от претензий закона, касающихся ее обязательств перед бывшим мужем. Теперь она свободна выйти замуж за другого и при этом (что самое главное!) она не изменяет (не прелюбодействует), она не предает и не становится неверной. Закон ее не осуждает.
С помощью такой аналогии автор выражает важнейшую мысль: смерть для греха (Рим.6:2) действительно изменяет правовой статус человека перед Богом. Теперь во Христе он не грешник, но оправданный. Потому что «ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное» (Рим.6:6). И, тем самым, умерший освободился от греха и, как следствие, от осуждения закона.
Тот, кто соединяется верою со Христом, фактически соединяется с Самим Богом. Могут ли быть взаимоотношения с Господом более близкими, более надежными, более верными?
Назначение закона в том, что он обнаруживает грех, раскрывает его преступную сущность. В свете закона грешник осознает себя преступником, приговоренным к смерти. Он понимает, что в этом «виновен» не закон, который свят, праведен и добр (Рим.7:9-11), но на самом деле бунтует его неверная греховная плоть. Она враждует, противиться закону, противится, изменяет всему духовному. Можно сказать, что для греховной плоти закон как красная тряпка для быка.
То глубокое чувство стыда, которое мы испытываем по поводу своих грехов было знакомо и Павлу. Когда он бывал в растерянности, он вспоминал, как однажды был освобожден Иисусом Христом. Когда вы в смятении, следуйте его примеру: благодарите Бога за то, что Он дал нам свободу в Иисусе Христе.
Пастор Владимир Бекиров