Разрывание связи между Ветхим и Новым Заветом — это не освобождение Евангелия, а его разрушение. Джеймс Данн.
Рим. 9-11 — это один из самых спорных отрывков Нового Завета. Павел здесь рассматривает очень важную для него тему — судьба иудеев.
Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь. (Rom 9:1-5 RSO)
В первых текстах 9 главы мы наблюдаем резкий переход от триумфальной ноты, на которой заканчивается 8 глава к глубокой озабоченности и тревоге. Несмотря на космические масштабы Божьего плана спасения, Павел не скрывает, но даже акцентирует любовь к своем народу.
Рассмотрим привилегии Израиля, которые перечислены в 4 тексте:
— Усыновление. Это же слово употребляется в предыдущей главе по отношению к язычникам.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы— дети Божии. (Rom 8:15-16 RSO)23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. (Rom 8:23 RSO)
Таким образом, то, что израильтянам принадлежит усыновление, не означает, что оно больше не принадлежит никому, так же и то, что язычники получили усыновление не означает, что израильтяне — больше не дети Божьи.
— Слава. Это слово так же встречается здесь не в первый раз.
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией, (Rom 3:22-23 RSO)
Этот текст говорит, что евреи и язычник в равной степени лишены славы Божьей. Что же имеет в виду Павел, когда говорит, что израильтянам принадлежит слава?
Люди делятся на тех, которые отказываются от славы Божьей и тех, которые ее ищут.
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, (Rom 1:23 RSO)
7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,— жизнь вечную; (Rom 2:7 RSO)
10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину (Rom 2:10 RSO)
В двух последних текстах слава Божья напрямую связана с добрыми делами. И в последнем тексте мы получаем объяснение того, что значит «израильтянам принадлежит слава». Слава была предложена израильтянам первым в хронологическом порядке.
— Заветы. Этот текст разбивает напрочь идею, что Ветхий Завет был для евреев, а Новый — для язычников. Оба завета изначально были заключены с Израилем с перспективой включения в завет язычников.
— Законоположение. Дарование закона перечислено среди благословений, которые Бог дал своему народу. Это показывает положительное отношение Павла к закону.
— Богослужение. Новый Завет не дает основания для того, чтобы канонизировать еврейскую литургическую практику. В оригинале в данном тексте стоит слово «латрейя». В других текстах, где это слово употребляется в послании к Римлянам, оно означает посвященность Богу, а не богослужебную практику.
Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, (Rom 1:9 RSO)
Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, (Rom 12:1 RSO)
Последний текст говорит также и о том, что служение — это не только для иудеев, но и для язычников.
— Обетования. Если бы не этот текст, то на основе послания к Галатам и четвертой главы Римлянам могло бы показаться, что Закон противоставляется обетованиям. Но в этом тексте они находятся рядом в списке благословений, дарованных Израилю, к которым имеют доступ и язычники.
— Отцы. Казалось бы, уж предки Израиля точно должны принадлежать только им. Но нет.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании. (Rom 4:11-12 RSO)
— Христос по плоти. По плоти Христос относится к евреям, но здесь же Он назван Богом, сущим над всеми, то есть и над евреями, и над язычниками.
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось (Rom 9:6 RSO)
Если бы Новый Завет упразднял Ветхий, Павлу не пришлось бы посвящать столько времени тому, чтобы объяснить, почему столько евреев отвергли Иисуса. Если бы учение Иисуса противоречило Ветхому Завету, то это отвержение было вполне понятно. Но Павлу приходится детально объяснять, что это отвержение никак не связано с тем, что учение о спасении через Христа противоречит учению Ветхого Завета.
ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: «в Исааке наречется тебе семя».
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9 А слово обетования таково: «в это же время приду, и у Сарры будет сын».
10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого,— дабы изволение Божие в избрании происходило
12 не от дел, но от Призывающего,— сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего»,
13 как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». (Rom 9:6-13 RSO)
Здесь Павел опровергает идею о том, что еврей по определению — это физический потомок Авраама. У Авраама было много детей. Но только Исаака Бог избрал.
Однако для того, чтобы быть израильтянином, недостаточно быть и физическим потомком Исаака. У него тоже было два сына, но избран только один.
Но с другой стороны в Библии последовательно прослеживается идея, что Божий народ — это потомки Авраама, Исаака и Иакова. А по истории мы видим, что быть физическим потомком Авраама или Исаака — недостаточно, чтобы быть израильтянином. И абсолютно непоследовательно считать, что физические потомки Иакова — все Израильтяне. Именно эту мысль Павел выражает в 6 тексте, а истории детей Авраама и Исаака — это аргументы-иллюстрации.
Цитата в тринадцатом тексте взята из книги Малахии.
2 Я возлюбил вас, говорит ГОСПОДЬ.А вы говорите: «в чем явил Ты любовь к нам?«— Не брат ли Исав Иакову? говорит ГОСПОДЬ; и однако же Я возлюбил Иакова,
3 а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его— шакалам пустыни.(Mal 1:2-3 RSO)
Здесь любовь и ненависть — это не отношение Бога к людям, а действия Бога, направленные на защиту Своего народа от врагов. Божье избрание имеет не только позитивную сторону.
Этот текст может вызвать у читателя вопрос — насколько справедливо со стороны Бога так поступать с людьми?
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею».
16 Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле».
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой— для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, (Rom 9:14-23 RSO)
Очень важно правильно понять этот отрывок. Павел приводит пример фараона. При чтении этого текста у некоторых создается впечатление, что Бог предназначил фараона на погибель. Но текст ничего подобного не говорит. Он говорит о том, что Бог использовал фараона для того, чтобы показать Свою силу. Это совершенно разные вещи. Бог не решал за фараона его вечную участь. Но раз уж Бог видит, что этот человек не желает принять спасение, то можно ли судить Бога за то, что Он не уничтожает этого человека сразу, а ставит его правителем самой сильной страны своего времени для того, чтобы миру была продемонстрирована сила Божья.
Иллюстрация с горшками говорит о том же. Если о сосудах милосердия сказано, что Бог приготовил их к славе, то о сосудах гнева не сказано, что Бог приготовил их к погибели. Сказано, что они готовые к погибели. Эта разница — не случайна. Это один из ключевых мотивов всего послания.
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, (Rom 2:4-5 RSO)
Бог собрал богатство благости и приготовил сосуды к славе. А нераскаивающийся человек сам собирает себе гнев и сам приготовил свой сосуд к погибели. И стоит ли обвинять Бога за то, что Он с великим долготерпением щадит этих людей и даже использует их в Своих планах?
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюб
енную— возлюбленною».
26 «И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого».
27 А Исаия провозглашает об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит ГОСПОДЬ на земле».
29 И, как предсказал Исаия: «если бы ГОСПОДЬ Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы как Содом и были бы подобны Гоморре». (Rom 9:24-29 RSO)
Пророчества из Осии относятся к Северному Царству Израиля после Ассирийского плена. Однако Павел применяет эту цитату для обоснования присоединения язычников к Израилю, так как эта цитата ясно утверждает, что Бог может по своей воле расторгать завет и заключать его, а также то, что Бог может сделать своим народом тех, кто этим народом не были. С другой стороны, цитата Исаии показывает, что не все сыны Израиля будут среди спасенных.
Что означает «решительное дело»?
22 Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою;
23 ибо определенное истребление совершит ГОСПОДЬ, ГОСПОДЬ Саваоф, во всей земле.(Isa 10:22-23 RSO)
В изначальном контексте «решительное дело» — это Божьи суды, в результате которых только остаток будет спасен. Таким образом, то, что часть народа Божьего отвергает спасение — это исполнение Слова Божьего, а не Его провал.
Что очень важно, на мой взгляд, в этой главе. Она не дает никакого основания для учения о том, что Бог кого-то предопределил к погибели. Спасение — это дело Божье. Погибель — это выбор человека.
Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,
20 любил ГОСПОДА, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую ГОСПОДЬ с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.(Deu 30:19-20 RSO)
Пастор Денис Медведев