11 главу послания Павла к коринфянам условно можно разделить на две темы:
- Покрывала для женщины (1-16) и
- Вечеря Господня (17-34).
Тема покрывала для женщин является одной из спорных между конфессиями. В некоторых деноминациях женщины одевают головной убор, входя в церковь, а в иных этого не делают. Главный принцип этой рекомендации Павла — засвидетельствовать свое уважение к мужу как главе семьи, особенно при почитании Бога в молитвенном и пророческом служении. Принцип сохраняется, а методы и формы могут меняться в различные времена и в различных культурах.
Павел здесь имеет дело с основным принципом уместности, религиозного этикета и хорошего вкуса, в контексте времени, в котором он писал.
Исторический контекст, по свидетельствам комментаторов, говорит о том, что во времена Павла эта проблема стояла особенно остро именно в коринфской церкви и, возможно, в близких к ней городах.
В отношении Вечери Павел поднимает проблему классовых отношений в церкви. Об этом свидетельствует вводная часть к размышлениям Павла о Вечере Господней. Уже в 17 тексте мы видим критику Павла относительно собраний, проводимых в коринфской церкви:
Но, предлагая сие, не хвалю [вас], что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. 1Кор.11:17
Апостол поднимает проблему разделений, переводя ее дальше в плоскость употребления пищи в собрании:
Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню;
ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается. 1Кор.11:20-21
(для сравнения — в переводе И. Огиенко: «А далі, коли ви збираєтесь разом, то не на те, щоб їсти Господню Вечерю. Бо кожен спішить з’їсти власну вечерю, і один голодує, а другий впивається») ст. 20, 21. Таким образом, Павел подчеркивает, что разделения в церкви мешают достойно совершать Вечерю Господню, т.к. появляется группа богатых, которые сконцентрированы на себе и противопоставили себя бедным. При этом Павел подчеркивает, что забота о теле — это забота о Церкви Божией («Разве пренебрегаешь Церковь Божию?»), что должно выражаться в отношении к малоимущим ее членам.
Бедные и богатые приходили в церковь, и первые сторонились последних. Они имели свой круг, который был закрыт для других. Приносили с собой дорогие снадобья и не делились с бедными. Это огорчало Павла, потому что он видел, как это противоречит принципу Вечери Господней — единение с Господом и с Его Телом — Церковью. Единство Церкви нарушалось и это оскверняло Святую трапезу. «Недостойность» принятия Вечери Павел подчеркивает двумя факторами:
- Испытывать себя (28,31-32)
- Размышлять о Теле Господнем (29)
Тело Господне, вероятно, подразумевает также и церковь (в греческом тексте к слову «о теле» слово «Господа» было добавлено позже, так что получилось словосочетание «О теле Господнем). Как результат отсутствия заботы о нуждающихся собратьях, Павел констатирует факт болезней и смертей в церкви. Размышления о себе («суд» над самим собой), о своих личных отношениях к братьям и сестрам во Христе, которые являются такими же членами Тела Христового, как и я, — это единственное и вернейшее средство спасти себя от суда Божьего.
Таким образом, говоря о недостойности принятия Вечери Господней, Павел подчеркивает важность единства Церкви во Христе как Его тела, который есть ее Главой и Спасителем (Еф.5:23). Такие собрания уже не будут собраниями на осуждение. Вечеря Господня — это время размышления о своих братьях и сестрах во Христе, о моем к ним отношении и о том, что я могу для них сделать во свете любви Христа ко мне и Его спасительной Жертвы и моей любви ко Христу.
Пастор Владимир Ярош