Духовные дары, относительно которых идет речь в 12 главе, вызывали среди многих верующих неверное понимание. Например, упоминается злоупотребление дарами, дух первенства между обладателями различных даров, а так же нотки уныния и подавленности в тех, кто не обладал яркими дарованиями от Духа.
Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о [дарах] духовных.
Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. 1Кор.12:1-2
Прежде всего, апостол Павел начинает с того, что напоминает верующим об их прежнем языческом состоянии, чтобы пробудить в них чувство признательности за милость, оказанную им Богом через весть евангелия. А так же он дает им понять, что в церкви Божьей глава Христос, Который руководит нею и устанавливая Свой порядок, который в свою очередь призваны блюсти апостолы, в том числе и автор данного послания — Павел. Поэтому вступительная речь — это предостережение для непокорных против их возможного упорства Христу в лице Его апостолов. Таким образом, каждый слушатель сего послания может самостоятельно проверить свое сердце — каким духом он водим. Либо духом смирения и желанием покорно служить согласно замыслу Духа Святого, либо каким иным духом.
Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
Дары различны, но Дух один и тот же;
и служения различны, а Господь один и тот же;
и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
Но каждому дается проявление Духа на пользу.
Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. 1Кор.12:3-11
Апостол ясно озвучивает мысль о том, что все эти дары имеют одно и то же происхождение от Духа Святого. Поэтому никому не позволено ни презирать, ни умалять, ни сами дары, ни их обладателей. Ведь все формы служения в церкви основаны Христом. В виду этого, а также того, что всякое служение необходимо, никто не должен гордиться своим ответственным назначением в церкви, равно как и никто не должен чувствовать себя разочарованным вследствие скромности своего положения.
Павел подчеркивает мысль об индивидуальном подходе Господа к каждому Своему дитю. Каждому верующему даны определенные дары согласно решению Небесной мудрости, спорить против которой равносильно открытому вызову Богу.
Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос.
Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
Тело же не из одного члена, но из многих. 1Кор.12:12-14
Мысль, выраженная в данных стихах такова, что в среде народа Божьего не может быть места пассивности. В теле человека каждый орган выполняет свое предназначение и благодаря этому все тело функционирует. Если какой либо орган перестает качественно работать, то двойная нагрузка ложится на другой орган и таким образом нарушается гармония работы всего организма. Паразитирующие органы ослабляют все тело в целом.
Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?
И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?
Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?
Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно.
А если бы все были один член, то где [было бы] тело?
Но теперь членов много, а тело одно.
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.1Кор.12:15-21
Снова апостол акцентирует внимание на мысли, что дары распределяет Сам Бог. Все дары были посланы Богом. Человек не принимал в их распределении никакого участия. Проявляя недовольство своим назначением и работой в церкви, верующий рискует оказаться противником Богу.
Вероятно, что некоторые в Коринфской церкви были недовольны тем, как Бог распределил дары. Те, кто не были назначены на высокие посты в церкви, чувствовали себя обиженными; считая, что поскольку они не проповедники и не учителя, то на них не обращают никакого внимания. На примере тела человека Павел старался рассеять в таких верующих ложное понимание, показывая, как нелепо было бы, если бы все части тела уподобились бы одному члену, скажем глазу или уху.
Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,
и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;
и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют [в том] нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,
дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. 1Кор.12:22-25
По мудрому замыслу Божьему в среде Его народа никогда не переведутся более благовидные богатые и менее благовидные бедные: «ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей. Втор. 15:11», и мы не должны забывая о том, что это от Господа, взирать на лица, как и апостол Иаков обличает подобное в своем послании: «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» Иак.2:1-4.
Социальный статус не должен быть барьером разделения между людьми. Таким же образом это касается и вопроса одаренности. Членов церкви, менее одаренных духовными дарами, нельзя ни презирать, ни унижать. На более скромные дары церкви нельзя смотреть с пренебрежением. Напротив, к ним нужно относиться особенно чутко и заботливо, потому что они необходимы всей организации.
Бог создал одну часть тела зависимой от Другой части тела и необходимой для её нормальной жизнедеятельности. Все члены сотрудничают друг с другом в полной гармонии. И менее совершенные члены требуют большего попечения, труда и заботы, как и менее благообразные члены тела. Человеку приходится работать и производить одежду для покрывания этих частей тела.
Вместо того, чтобы стать преимуществом в служении ближним и оценить Божью милость и доверие, проявленные в наделении выдающимися дарами, люди превращают эти великие благословения Неба в собственную немощь, делясь на группировки с ограниченным кругом общения. Такие, как материальный достаток, образованность, талантливость и др..
Никому не следует давать повода считать, будто он или она недостойны принадлежать к такому-то кругу верующих вследствие ограниченности своих способностей. Здесь видимо есть намёк на разделения, имевшие место в Коринфской церкви (см. гл. 1Кор.1:10-12; 11:18). Все части тела человека необходимы и зависимы друг от друга. Ни одну часть тела нельзя считать ненужной для блага всего тела. Так и в церкви. Ни одного члена, каким бы он немощным или неграмотным не был, — нельзя рассматривать бесполезным или лишним. Каждый необходим на своём месте, и нельзя думать, что они принадлежат к другому телу и поэтому с ними нельзя сообщаться. Как вывод из наставления апостола следуют следующие изречения:
Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.
И вы — тело Христово, а порознь — члены.
И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?
Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? 1Кор.12:26-30
Конечно же, нет! Но разве на этом останавливаться, смиряясь с тем, что есть? Павел рекомендует молить Господа об излитии на них Святого Духа и получения даров для успешного продвижения Его работы. Первоначальный дар не всегда является окончательным даром. Притчи о талантах учит, что верному служителю евангелия Бог даст большие возможности для служения (см. Матф. 25:14-30).
Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. 1Кор.12:31
Наипревосходнейшим путем, конечно же, является тот путь, который приводит многие души к познанию Христа и созиданию единства церкви в духе и истине. Но при этом помнить, что все дары даны до времени, а единственный вечно пребывающий дар — дар любви.
Да будет мотивом всей нашей ревности в служении любовь к Богу и Его детям!
Пастор Юрий Федоров