Изучая первую главу Послания к Ефесянам важно определить ее стилевую и жанровую принадлежность, а также выявить тему этого отрывка. Традиционно этот текст рассматривается как вступительное приветственное слово апостола к ефесянам. Однако же такая трактовка умаляет, обедняет масштаб и глубину мысли автора.
По-существу, это есть вдохновенная проповедь Павла о смысле жизни или, точнее, продолжение его проповеди о смысле жизни, с которой он прежде обращался к афинянам в ареопаге (Деян.17:22-31).
В Афинах Павлу пришлось держать речь перед философски настроенными людьми, то есть теми, кто активно интересовался смыслом жизни, для кого поиск и обретение смысла жизни было, наверное, самым главным делом.
Эпикурейцы, например, видели смысл жизни в наслаждениях (и, в первую очередь, материальных, плотских). Сколько сегодня вокруг нас таких эпикурейцев, правда не все они и слышали такое слово. Стоики, вообще, ни в чем не видели смысла жизни. Именно им, этим людям апостол желал проповедовать «неведомого Бога» (которого они действительно не знали), Творца неба и земли, Того, Кто «от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога…».
Тогда, в Афинах Павлу не дали закончить проповедь. Очевидно, нереализованное желание высказаться по этому поводу, до конца выразить свою мысль апостолу удалось осуществить позже, в частности, в первой главе Послания к Ефесянам, но теперь он сделал это более красочно, одев свою проповедь в одежды художественного слова, искусной стилистики.
Итак, в чем же видит смысл жизни апостол Павел? В чем он видел смысл жизни до того момента, когда на пути в Дамаск ему открылся Иисус? Скорее всего, в исполнении собственной воли. Теперь же в исполнении Божьей воли, в служении Иисусу Христу, в прославлении Его (ст.1).
Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе Еф.1:1
Если раньше он находил смысл жизни в самом точном исполнении всех заповедей, то теперь в обретении благодати Божьей, открывшейся во Христе (ст.2).
благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Еф.1:2
Если раньше он желал земных достижений, то теперь главными стали — небесные благословения, благословения царства небесного (ст.3).
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, Еф.1:3
Смысл жизни или, по-другому, воля Божья были определены еще до создания мира. В чем же? В том, чтобы усыновить нас через Иисуса Христа. А это означает, что мы являемся Его наследниками, наследниками царства Божьего. Кстати и в этой жизни также (ст.4-6,7).
Может ли какое богатство сравниться с богатством благодати Его? Нет! Чем ограничена эта благодать? Ничем. Она дана нам в преизбытке (ст.7-12). О чем идет речь в ст.11? Об установлении царства Божьего и на земле и на небе (см.Мф.6:9-10).
Чем мы можем доказать или подтвердить, что мы есть дети Божьи и Его наследники? Тем, что мы запечатлены Духом Святым. Он есть залог или свидетельство о нашем рождении свыше (ст.15-23).
Пастор Владимир Бекиров