Послание к Филиппийцам было написано из Рима, во время первого тюремного заключения Павла. Прошло уже более десяти лет с тех пор, как Павел впервые проповедовал Евангелие в Филиппах. Лука описывает обстоятельства первого посещения апостола Деян. 16 гл. Во время пребывания в городе Троаде, расположенном на северозападном побережье Малой Азии в 50 г. до Р. Хр., апостол получил видение, в котором «предстал некий муж Македонянин, прося его и говоря: «приди в Македонию и помоги нам» Деян. 16:8, 9. Павел и его спутники Сила, Тимофей и Лука, сразу откликнулись на призыв и направились путём через Неаполь в Филиппы, первое место, где было проповедано Евангелие в Европе (см. на Деян. 16:11,12). Там миссионеры на окраине этого города у реки, присоединились к маленькой группе поклоняющихся (см. на Деян. 16:13). Выдающейся среди присутствующих была Лидия, «торговавшая багряницею … из города Фиатир». Лидия, и её домашние охотно приняли весть Павла, обратились и крестились.
Затем Павел и Сила, продолжая дело проповеди, встретили служанку одержимую духом прорицания; она неоднократно провозглашала о них как о «рабах Бога Всевышнего». Когда Павел изгнал духа, её прежние хозяева возбудили толпу против апостолов, в результате чего Павел и Сила были избиты и брошены в тюрьму. Затем, в полночь произошло землетрясение и последовало обращение тюремного стража и его семьи. Таким образом, сформировалась церковь в Филиппах с её главными членами — Лидией, торговавшей багряницей из города Фиатиры с её домашними, темничным стражем, который вероятно был Римлянином (см. на Деян. 16:23), с его домашними и другими.
Несколько лет спустя, на своём пути обратно в Иерусалим, когда Павел завершал своё Третье Миссионерское Путешествие, он снова остановился в Филиппах. Было время Пасхи, и апостол старался провести праздник с верующими. Он наслаждался временем мирного и счастливого общения, предоставленного ему наиболее любимыми и чистосердечными из всех его обращённых (Деян. 20:6; ср. ДА 390, 391).
Вскоре по своём прибытии в Иерусалим, Павел был арестован и прибыл в тюрьму города Кесарии, по крайней мере, на протяжении двух лет Деян. 24:27. Затем последовало путешествие в Рим, где он провёл «целых два года на своём иждивении» Деян. 28:30. Несомненно, на протяжении этого периода заключения Павел написал своё послание к Филиппинской церкви, а также к Колоссянам. Ефесянам и Филимону. Город Рим не упомянут в послании к Филиппийцам, но ссылка Павла на домашних из кесарева дома гл. 4:22 и его ожидание скорого освобождения гл. 2:24 намекает на Рим, как место написания.
Именно из послания получены значительные сведения о ситуации в Филиппах, положении Павла и об отношениях между апостолом и верующими из Филипп. Церковь в Филиппах управлялась епископами и диаконами. Её члены терпели преследования гл. 1:29. Очевидно, некоторые имели склонность к разногласию, между двумя женщинами, членами церкви гл. 4:2, но нет даже намёка на моральное разложение или ложные учения. В послании мало выражено беспокойства, но много радости и благодарности, с которой апостол созерцал возрастание Филиппинцев в благодати. Их любовь к нему не изменилась. Они послали Епафродита, одного из своих руководителей, передать свои дары и служить Павлу в его страданиях гл. 2:25. Павел размышлял о своём скором освобождении и выражает надежду, что он снова, хотя и на короткое время, сможет увидеться с ними гл. 1:26; 2:24. Позже он был освобождён и на протяжении некоторого времени трудился среди церквей, которые он помог основать, возможно, включая и церковь в Филиппах (см. ДА 487).
Непосредственным поводом к написанию послания послужил случай с Епафродитом, который во время пребывания с Павлом в Риме серьёзно заболел, а теперь находился в достаточно хорошем состоянии, чтобы снова возвратиться домой в Филиппины гл. 2:25-30. Церковь с нетерпением ожидала прибытия Епафродита, и Павел желал воспользоваться удобным случаем послать весть благодарности своим друзьям за посланные ему дары, рассказывая им о своём положении и напоминая им о своей заботе о них в молитвах.
4. Тема. Послание к Филиппийцам является письмом друга к друзьям. Письмом духовного совета, написанное как признательность за помощь данную от всего сердца. Павел рассказал Филиппийцам о своих узах, о прогрессе благой вести в Риме, о попытке некоторых противников опечалить его раскольническим противопоставлением, проповедуя Христа из зависти или духа сторонников гл. 1:12-17. Он рассказал им о внутреннем мире и радости, которые поддерживали его во всех его страданиях. Он чувствовал уверенность в их сочувствии; он писал послание, преисполненный уверенностью в христианской дружбе. Его радость их радость. Он рассказал им о своём неопределённом будущем; он не знал, как закончится его испытание смертью или жизнью. Он приготовился к любому исходу, — святая жизнь является благословением гл. 1:19-24. Он рассказал им, что принял их дары с благодарностью. Он неохотно принимал помощь от других церквей, но с ними он был в очень близких отношениях и эта нежная и доверительная дружба предоставила ему возможность охотно принять их помощь гл. 4:14-17. Он оценил её не только из-за облегчения собственного трудного положения, но скорее как дополнительное доказательство их любви к нему и их возрастание в милосердии, которая является первой из христианских добродетелей. Лично он был доволен. Он научился быть довольным в христианском смысле: никто так не чувствовал своей собственной немощи как он, но он всё преодолевал силою Христа гл. 4:10-13.
Таким образом, тема послания это радость во Христе. Хотя Павел написал его в тюрьме, не подозревая, что лежит впереди, несмотря на всё это снова и снова звучат слова «радость» и «радуйтесь». Фраза «во Христе» также употреблена многократно, и когда соединяется с мыслью о радости, хорошо выражает тему послания.
Пастор Олег Василенко по материалам библейского комментария АСД