Этот короткий фрагмент, в котором Павел призывает колоссян молиться и благодарить и наставляет их, как строить свои взаимоотношения со внешними, завершает данную часть послания.
Павел неоднократно обращается к своим читателям, призывая их непрестанно молиться и ходатайствовать (ср.: Рим.12:12; Еф.6:18; Флп.4:6) о других, в том числе за успех его важной работы по возвещению Евангелия (Рим.15:30—32; 2Кор.1:11; Еф.6:19; Флп.1:19; 1Фес.5:25). Несомненно, что он придавал большое значение взаимным молитвам, которые возносили друг за друга он и обращенные им христиане. Он уже говорил о своих постоянных молитвах за колоссян (Кол.1:9—14); теперь же в завершение послания он просит их регулярно молиться о нем. Они должны «бодрствовать» в молитве. На их устах и в их сердцах должно постоянно звучать Маранафа («Наш Господь грядет»), когда они с надеждой ожидают пришествия Христа во славе (Кол.3:4).
Их молитвы и прошения должны сопровождаться выражением благодарности Богу Отцу, Который совершает милосердие и искупление через Своего Сына во спасение их (ср.: Кол.1:12—14). Павел просит их молиться о том, чтобы он и его помощники смогли предстать перед престолом благодати, дабы Бог отверз дверь для вести евангельской (ср.: 1Кор.16:9; 2Кор.2:12), а потому и за вестника, освободив его из темницы. Как апостол язычников, Павел обладал привилегией знать тайну Божественного замысла, «открытую святым Его» (Кол.1:26; 2:2–3). Теперь он просит колоссян молиться живому Богу о том, чтобы ему (Павлу) удалось ясно и просто донести эту Божественную тайну до других.
Обращаясь к общим принципам христианского поведения, Павел призывает своих читателей проявлять мудрость и благоразумие в отношениях с нехристианами. Здесь под мудростью понимается знание воли Божьей (Кол.1:9) и умение жить благопристойно, «достойно Бога» (Кол.1:10), что реально и разумно. Они должны быть тактичными в обращении с другими, но твердыми в своих убеждениях, пользуясь временем, то есть всякой предоставившейся им возможностью для христианского свидетельства, действуя активно (букв, «покупая» имеющиеся возможности), потому что им должно осознавать, что времени у них мало.
Руководствуясь в своих отношениях с другими мудростью, они должны следить за своей речью, добиваясь того, чтобы слова их были и милосердными, и мудрыми, так же, как и сам он желает себе «возвещать», «как должно». Полученная ими благодать должна проявляться и в их речи. Приправлено солью, с точки зрения язычников означает «остроумно», но здесь имеется в виду интересно, не пресным, скучным языком, а с использованием метких, точных выражений (раввины иногда использовали слово «соль» в значении «мудрость»). Христиане всегда должны иметь наготове нужное слово, чтобы ответить тем, кто задает вопросы, связанные, может быть, с их верой и образом жизни. Ответ должен быть надлежащим (ср.: 1Пет.3:15): «с каждым нужно общаться как с личностью, а не превращать его в объект для выслушивания своих речей» (G. В. Caird).
Павел завершает свое послание, как обычно, персональными приветами и наставлениями. В этой части упоминаются те, кто передаст это письмо колоссянам, а также передаются приветы от тех, кто знаком с церковью в Колоссах, наряду со своими собственными, а также краткие наставления и заключительные приветствия.
Тихик должен был рассказать верующим в Колоссах о личной ситуации Павла (см. аналогичные слова в Еф.6:21-22). Он назван возлюбленным братом и верным помощником Павла, которому поручено быть сотрудником в Господе и для колоссян (ср.: Кол.1:7 — об Епафрасе). Павел посылает Тихика со срочным поручением, чтобы он рассказал все новости о нем и донес до колоссян его учение, вселив уверенность в их сердца (см. коммент. к Кол.2:2).
Онисим был местным жителем, о котором Павел упоминает в своем Послании к Филимону. О нем Павел тоже отзывается весьма тепло, называя его верным и возлюбленным братом. Он вместе с Тихиком должен был информировать друзей Павла обо всем, что случилось с ним (более подробно об Онисиме см. в коммент. к Флм.).
Свой привет колоссянам передают три христианина из иудеев: Аристарх, житель города Фессалоники, с которым он вместе путешествовал (Деян.19:29) и который отбывал вместе с ним заключение; Марк, племянник Варнавы, которого Павел отказался взять с собой во второе миссионерское путешествие (Деян.15:36—41) после того, как Марк ушел раньше, не завершив своего первого миссионерского путешествия (Деян.13:13). Теперь, как видно, они снова находятся в дружеских отношениях между собой (ср.: 2Тим.4:11). Упоминание о Варнаве означает, что его хорошо знали в Колоссах.
Третьим назван Иисус, прозываемый Иустом, о котором нет никаких других сведений. Эти три сотрудника Павла были единственными христианами иудейского происхождения, которые оставались верными его сотрудниками для Царствия Божия. Часто в посланиях Павла о Царствии Божием говорится как о грядущем царстве (напр.: 1Кор.6:9-10; 15:50), но в Рим.14:17 показано, что оно существует рядом, ныне (ср.: Кол.1:13), и это имеет важное значение здесь.
Приветствуют колоссян и трое христиан из язычников. Особое место отводится Епафрасу. Павел подчеркивает связь между его собственным служением и служением Епафраса. Будучи уроженцем Колосс, он стал евангелистом в своем родном городе (а также в Лаодикии и Иераполе) и был таким же ревностным служителем Евангелия, как и сам Павел (Кол.2:1; ср.: Флп.1:30). Это нашло особое выражение в его постоянных молитвах за колоссян, во имя того, чтобы они пребывали совершенны («совершенство» ключевое понятие в Колоссах) и были исполнены всем, что угодно Богу. Эта христианская зрелость, которая и есть совершенство, и определяется как все, что угодно Богу. Епафрас хочет, чтобы они духовно возрастали здесь и сейчас, чтобы прийти к полноте во Христе в последний день. Только из этого текста мы узнаем, что Лука был врачом (врач возлюбленный).
В заключительной части передаются приветы разным людям. Павел просит колоссян передать его приветы братьям в Лаодикии, то есть лаодикийской церкви (ср.: ст. 16). Возможно, что Павел хотел укрепить отношения между этими двумя церквами. Нимфан, (возможно, женщина, как и переведено в NIV, где говорится: и домашнюю церковь ее).
Становится ясно, что письма Павла читались на общем собрании, в церкви и передавались из одной общины в другую. Если так называемая ересь угрожала распространиться по всей области, вероятно, лаодикийцам следовало знать, что ответил колоссянам Павел. Послание из Лаодикии, о котором здесь упоминается, утеряно, но, вероятно, было написано Павлом этой церкви.
Архипп был родственником Филимона, О завершении какого служения идет речь — непонятно, хотя некоторые исследователи полагают, что это была проповедь Евангелия.
Закончив диктовать послание, Павел берется за перо и добавляет собственноручную приписку: Помните мои узы. Так кратко и просто сформулировал он свою просьбу продолжать молиться за него. Послание заканчивается обычной формулой: Благодать со (всеми) вами.
Пастор Олег Василенко по материалам библейского комментария