Основным герменевтическим ключом исторической школы интерпретации пророчеств является так называемый принцип «день за год». Те, кто защищают этот герменевтический принцип, убеждены в том, что пророческие периоды, связанные с апокалиптическими пророчествами Писания, должны пониматься не как буквальные дни, но как символичные дни, представляющие то же количество буквальных лет. Некоторые критики не только отвергают принцип «день за год», но и обвиняют историческую школу за явную непоследовательность в применении этого принципа. Данная статья показывает, что концепция «миниатюрного» символизма действительно предоставляет герменевтическую основу для применения принципа день за год к истолкованию пророческих периодов Даниила и Откровения.
Как утверждают некоторые исследователи девятнадцатого века, сторонники исторической школы, принцип «день за год» в интерпретации пророчеств должен применяться только к временнóму аспекту тех особых символичных пророчеств, чьи символы указывают на куда более значимые вещи, чем сами символы. На основании этого принципа еще в 1843 году Джордж Буш, профессор еврейской и восточной литературы в Нью-Йоркском университете, разработал концепцию «миниатюрного» символизма. Вот что он пишет:
«Писание представляет нам два различных вида пророчеств — буквальные и символические. Когда событие или цепь событий исторического характера представлены в контексте реальной истории, мы естественно обращаем внимание на то, что сделано это понятным, простым, и буквальным языком. В этом случае нет никакой необходимости в том, чтобы истолковывать исторические периоды в мистическом или фигуральном смысле. … Но картина полностью меняется, когда речь идет о символических пророчествах…. Зачастую пророки, находясь под руководством Божьим, усваивали систему „иероглифического представительства“, где, скажем, один человек представлял общество, а дикий зверь — огромную империю. Поэтому, поскольку человеческие сообщества или империи мистически представлены в миниатюре, необходимо, чтобы и связанные с ними хронологические периоды также были представлены в миниатюре».
Далее Буш продолжает:
«Именно наличие „миниатюрного“ символизма позволяет использовать принцип толкования „день за год“. Так как события расчетливо сокращены, периоды также должны быть сокращены в соответствующей пропорции. Мы не можем с уверенностью определить эти пропорции без некоторой предшествующей информации, касающейся размеров и масштабов сокращения. Но есть вероятность, что такой масштаб будет соизмерим с днем, то есть одним оборотом Земли вокруг своей оси или годом, то есть одним оборотом Земли вокруг Солнца».
В данной статье мы пытаемся показать, каким образом наличие «миниатюрного» символизма в книге Числа 14 и Иезекииль 4, с одной стороны, и в некоторых апокалиптических пророчествах в книгах Даниила и Откровение, с другой, обеспечивает основную тематическую связь между ними.
Книги Числа и Иезекииля
Выражение «год за день» появляется в книге Числа14:34 в эпизоде, описывающим 12 соглядатаев из двенадцати колен Израилевых, которые должны были «высмотреть землю Ханаанскую», прежде чем она будет завоевана Числа 13:1-25. После «сорока дней высматривания», соглядатаи возвратились в лагерь Числа 13:25. Пессимистический отчет десяти из них Числа 13:26-33; 14:6-9 привел «все общество» Израиля к восстанию против Моисея и Аарона и «против Бога», дошло до того, что двух соглядатаев Иисуса Навина и Халева хотели побить камнями за то, что они не соглашались с тем, что рассказывали остальные Числа 14: 1-10. Затем явилась «слава Господня» в осуждение всем израильтянам Числа 14:10-12. После того, как Моисею удалось умолить Господа пощадить восставший народ и сохранить его от окончательного истребления Числа 14:13-19, Бог объявляет следующий приговор:
«А сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне; по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною» Числа Числа 14:33-34.
В рассматриваемом эпизоде присутствует параллель типологических отношений между соглядатаями и коленами, между днями и годами. Ключевым моментом во всем повествовании являются микрокосмические сущности (12 соглядатаев и 40 дней) позже представляющие макрокосмические реальности (12 колен и 40 лет). Как пишет Биркс: «таким образом, из Божьих уст мы получили четкую связь, установленную в этом примечательном примере хронологического пророчества, где соглядатаи означают нацию, а день означает год».
Тогда как в книге Числа 14:34 выражение «день за год» появляется в историческом событии, в книге Иезекииля 4:6 выражение «день за год» появляется в символическом пророчестве. А поскольку, Числа 13-14 содержат типологию в миниатюре, так и Иезекииль в 4 главе отражает символическое представительство в миниатюре. Несколько небольших символов, упоминаемых в Иез.4-5, иллюстрируют грядущее разрушение Иерусалима. В Иез.4:1-3 пророку Иезекиилю повелевается взять «кирпич» и «начертать на нем» город Иерусалим, окруженный осадой. Это означало модель города, окруженного вражеской армией до его разрушения, в миниатюре. Но в стихах 4-8 пророк сам становиться символом в миниатюре, во-первых, дома Израилева и, во-вторых дома Иудина. В этих стихах мы читаем следующее:
«Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их. И Я определил тебе годы беззакония их числом дней: триста девяносто дней ты будешь нести беззаконие дома Израилева. И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок, и сорок дней неси на себе беззаконие дома Иудина, день за год, день за год Я определил тебе. И обрати лице твое и обнаженную правую руку твою на осаду Иерусалима, и пророчествуй против него. Вот, Я возложил на тебя узы, и ты не повернешься с одного бока на другой, доколе не исполнишь дней осады твоей».
Вновь мы сталкиваемся с небольшим микрокосмом (сам пророк), представляющим широкий макрокосм (сначала Израиль, затем Иуда). Действие Изекииля, лежащего на левом боку 390 дней, объясняется Бушем как миниатюрное изображение Израиля: человек представляет нацию. Следовательно, подобно тому, как человек представлял нацию в миниатюре, так и 390 дней представляли период в 390 лет в миниатюре. Подобным образом, сорокадневное лежание пророка на правом боку символизирует предсказанное беззаконие Иуды на протяжении периода в сорок лет.
Предшествующее рассмотрение подтверждает тот факт, что временные периоды в книге Числа 13-14 и Иезеииля 4 представлены в контексте особого «миниатюрного» символизма. Тогда как в Числах контекст представляет собой миниатюрную типологию, в Иезекииле этот контекст — миниатюрная символизация. Но в обоих случаях герменевтический принцип для интерпретации элементов времени «день за год» задается самим текстом. Это позволило исследователям, придерживающихся исторической школы толкования в девятнадцатом веке считать, что принцип день за год должен быть использован только в отношении тех временных пророчеств, в которых имеет место подобный «миниатюрный» символизм.
Развивая данную тему, попытаемся обосновать, как этот принцип может быть применен к апокалиптическим пророчествам Даниила и Откровения.
Даниил
Ключевым моментом в обосновании концепции «миниатюрного» символизма, как герменевтического инструмента для интерпретации апокалиптических пророчеств, является точное выявление отрывков Писания, где данная концепция ассоциируется с тем или иным пророческим временным периодом. Что касается книги пророка Даниила, эта концепция может быть применима к следующим временным периодам, обычно интерпретируемых исследователями с перспективы «день за год»:
- «до времени, времен и полувремени» (Дан.7:25);
- 2300 «вечеров и утр» (Дан.8:14);
- «семьдесят недель» с их временными подразделениями (Дан.9:24-27);
- «время, времена и полувремя» (Дан.12:7);
- 1290 дней и 1335 дней (Дан.12:11-12).
В апокалиптическом пророчестве Даниила 7 главе, все основные компоненты отражены в ясном «миниатюрном» символизме. В соответствии с протестантской исторической традицией, лев с «орлиными крыльями» (ст. 6) представляет Вавилонскую империю; медведь (ст. 5) указывает на Мидо-Персидскую империю; леопард с «четырьмя головами» (ст. 6) описывает Греческую империю; «четвертый зверь» с «десятью рогами» (ст. 7) — это аллюзия Римской империи; и «малый рог» (ст. 8) — символ папского Рима. И, подобно тому, как элементы («звери», «рога») видения представляют великие политические силы (империи), так и присутствующий символический элемент времени представляет широкий отрезок. Здесь исследователи почти единодушны в том, что «время, времена и полувремя», в течение которого праведники должны быть «угнетаемы» малым рогом (ст. 25) указывают на 1260 буквальных лет.
Также и в 8 главе Даниила два разных животных используются как миниатюрные символы великих империй. Овен с «двумя рогами» (ст. 3,4) определяется самим текстом как символ Мидо-Персии (ст. 20); и козел с «видным рогом между его глазами» (ст. 5-8), как указание на Греческую империю (ст. 21). Снова упоминаются «опустошительные нечестия» малого рога (ст. 9-12), которые будут остановлены только в конце символического периода в 2300 «вечеров и утр» (ст. 13, 14)8. Как упомянутые элементы (звери и «рога») являются символами, так и элемент времени здесь является символическим, отражающим отрезок времени в 2300 буквальных лет.
Даниил в главе 9:24-27 упоминает пророческий период «семидесяти недель», подразделенный на «семь недель», «шестьдесят две недели» и «одну неделю». Содержание самого отрывка, удаленного от его фонового контекста 8 главы Даниила, сформулировано явно конкретным языком, без четкого указания на «миниатюрный» символизм. Но осознавая то, что Даниила 9:24-27 — это добавление к объяснению видения о 2300 вечерах и утр Даниила 8:14, можно сделать вывод, что семьдесят недель и разделение на более короткие временные периоды, должны пониматься в миниатюрных символах контекста 8 главы Даниила. Лингвистические особенности текста указывают на то, что семьдесят недель на самом деле были «отрезаны» (евр. neak) от большего периода в 2300 дней-лет, и поэтому должны быть интерпретируемы как 490 лет. Если не понимать их именно как 490 лет, семьдесят недель, как мессианское пророчество теряет смысл. Принцип «день за год» в Дан. 9:24-27 настолько очевиден, что этот отрывок вместе с отрывками из Чисел 14:34 и Иезекииля 4:5,6 рассматривается исследователями как герменевтический ключ к интерпретации временных периодов других символических пророчеств.
В заключительной части Даниила (12:4-13) упоминаются еще три значимых пророческих периода:
- «время, времена и полувремя» (ст. 7);
- «тысяча двести девяносто дней» (ст. 11);
- и «тысяча триста тридцать пять дней» (ст. 12).
Может возникнуть искушение не применять принцип «день за год» к этим временным периодам, потому что в этой части книги нет ясных указаний на миниатюрный символизм. Но этот аргумент не может быть принят, если заглянуть за пределы более узкого контекста, и посмотреть на книгу в более широкой пророческой перспективе. На самом деле «время, времена и полувремя» (ст. 7) это отзвук временного периода, упомянутого ранее в Даниила 7:25. Если «миниатюрный» символизм в Дан. 7 требует, чтобы временной период в Дан.7:25 понимался как 1260 лет, для того чтобы быть последовательными, мы должны интерпретировать тот же временной период как 1260 лет и в Дан.12:7.
Аллюзия в Дан.12:11 на «ежедневную жертву» и «мерзость запустения» увязывает 1290 и 1335 дней не только с содержанием видения Даниила 11 (ст. 31), но также с 2300 вечерами и утрами Даниила 8:14 (см. ст. 8:13; 9:27). Та же отступническая власть, которая способствует «мерзости запустения» в замену «ежедневной жертвы», описывается в Дан. 7, 8 как «малый рог», и в Дан. 11 как «царь северный». Это повторение подтверждает, что 1290 дней и 1335 дней Дан.12:11-12 имеют ту же пророческо-апокалиптическую природу, что и «время, времена и полувремя» в Дан.7:25 и «2300 вечеров и утр» в Дан. 8:14.
Попытка отделить содержание Даниила 12:4-13 от пророческой цепочки Даниила 11 не подтверждается литературной структурой книги Даниила. Шэй объясняет, что в пророческой части книги Даниила каждый пророческий период (70 недель; 1260, 1290, 1335 и 2300) является дополнением к основному содержанию книги пророчеств о будущем времени, к которому он относится. Например, видение в 7 главе описывается в стихах 1-14, но относящееся к нему время появляется только в 25 стихе. В 8 главе основная часть видения содержится в стихах 1-12, но время появляется только в 14 стихе. Подобным образом, пророческие временные периоды, относящиеся к видению 11 главы, упоминаются только в 12 главе9. Итак, если мы применяем принцип «день за год» к пророческим периодам Даниила 7 и 8, мы также должны применить этот принцип и к временным периодам Даниила 12 главы, так как все эти временные периоды каким-то образом взаимосвязаны, и описание каждого видения указывает только на конкретное время исполнения пророческого периода, относящегося к нему.
Выше упомянутые символические временные периоды интерпретируются посредством герменевтического принципа «день за год» ввиду их прямого или косвенного отношения к ситуации, заключающей в себе особый «миниатюрный» символизм. Но в книге Даниила так же есть и несколько других временных периодов, к которым принцип интерпретации «день за год» не может быть применен из-за их исторической природы, поскольку в них нет никакого указания на «миниатюрный» символизм. Мы обратим особое внимание на «семь времен» в Даниила 4:16, 23, 25, 32; «семьдесят лет» в Даниила 9:2; и «три седмицы дней» в Даниила 10:2.
«Семь времен» наказания для Навуходоносора за его гордость (Дан.4:16,23, 25, 32) были ошибочно истолкованы некоторыми исследователями девятнадцатого века как 2520 лет (7×360 дней = 2520 лет)10. «Семь времен» упоминаются в символичном пророческом сне Навуходоносора, где он видит плодоносное «дерево», которое не будет плодоносить «семь времен» (ст. 8-18). Интерпретация сна Даниилом (ст. 19-27) и его реальное исполнение (ст. 28-37) подтверждают тот факт, что «миниатюрный» символизм в данном случае не приемлем. В пророческом сне дерево представляет только одну личность (Навуходоносора), в жизни которой это пророчество исполнилось (ст. 20-22, 28). Пророческие «семь времен» (ст. 16) были интерпретированы Даниилом как «семь времен» (ст. 23, 25) и на самом деле пророчество исполнилось на протяжении «семи времен» (ст. 32). Понятый, как семь буквальных лет11, этот период исполнился в жизни царя Навуходоносора. В тексте нет места для интерпретации этого исторического периода по принципу «день за год», что означало бы, что он простирается за рамки буквальных семи лет. Только аллегорическое переосмысление основных элементов этого сна («дерево» или «Навуходоносор») могут поддерживать искусственно вызванное исполнение пророчества, не предполагаемое самим текстом.
Пророческое обетование, что Иерусалим будет восстановлен спустя «семьдесят лет» вавилонского пленения (Дан.9:2) взято из книги Иеремии 29:10. Есть и другие тексты, относящиеся к этому временному периоду — Иер.25:11-12 и 2Пар.36:21. Читая относящиеся к этим отрывкам ссылки, мы можем увидеть, что не только в Даниила 9:1-19 и Иеремии 29:1-32, но и в Иеремии 25:1-14 и 2Пар.36:17-21 повествования всегда выражаются буквальным языком, без какого-либо «миниатюрного» символизма или любого другого вида символизма. Поэтому «семьдесят лет» в Дан.9:2 должны пониматься как буквальный период времени.
Подобным образом, и «три седмицы дней» Дан.10:2-3 упомянуты в ином литературном контексте, чем «семьдесят недель» из Дан.9. В этом отрывке пророчество относится к личному опыту Даниила «сетования три седмицы», когда он воздерживался от хлеба, мяса и вина. В этих текстах нет символики, это события, произошедшие в «третий год царя Кира» Дан.10:1, поэтому нет никакого основания для интерпретации этого периода иначе, нежели как три обычные буквальные недели.
Итак, рассмотрение случаев «миниатюрного» символизма в книге Даниила позволяет нам предположить, что принцип «день за год» вполне возможно применить в этой книге к «семидесяти неделям» с их временными подразделениями (Дан.9:24-27); к фразе «время, времена и полувремя» (Дан.7:25; 12:7); к 1290 дням (Дан.12:11); 1335 дням (Дан.12:12) и 2300 «вечерам и утрам» (Дан.8:14). В отличие от этого, отсутствие подобного символизма при упоминании «семи времен» (Дан.4:16, 23, 25, 32), «семидесяти лет» (9:2) и «трех недель» (Дан.10:2-3) предполагает, что эти временные периоды должны пониматься, соответственно, как буквальные семь лет, семьдесят лет и три недели.
Далее мы переходим к рассмотрению книги Откровение, обращая особое внимание на истолкование временных пророческих периодов в контексте «миниатюрного» символизма.
Откровение
Дискуссия относительно концепции «миниатюрного» символизма в книге Откровение будет касаться в основном следующих временных периодов: «десять дней» (Откр.2:10); «пять месяцев» (Откр.9:5,10); «42 месяца» и «1260 дней» (Откр.11:2,3); «три с половиной дня» (Откр.11:9,11); «1260 дней» (Откр.12:6); «время, времена и полувремя» (Откр.12:14) и «42 месяца» (Откр.13:5). Некоторые исследователи, придерживающиеся исторической школы толкования пророчеств, понимают и выражение «час, день, месяц и год» (Откр.9:15) как пророческий период, в конце которого «четырем ангелам» нужно «убить третью часть людей», в то время как другие считают, что это просто указание на конкретное время12.
Период в «десять дней» упоминается в Откровении 2:10 в литературном контексте, символизм которого ясно не выражен (см. стихи 8-11). Но, в соответствии с концепцией «миниатюрного» символизма одно лишь наличие символов, которые оправдывают использование принципа «день за год», не достаточно. Важным является, будут ли основные элементы («церковь в Смирне») рассматриваться как символ (Иез.4) или как прообраз более широкой корпоративной реальности (как в Числах 13-14). Это означает, что если та же «церковь Смирны» рассматривается просто как указание на христианскую общину первого века в конкретном городе13, то «десять дней» должны приниматься как буквальные десять дней. Но если та церковь понимается как миниатюрный символ христианской церкви между «концом первого века (100й год от рождества Христова) и «313 годом от рождества Христова, когда Константин официально признал христианскую церковь«14, тогда эти «десять дней» должны рассматриваться, скорее всего, как десять буквальных лет15.
Дважды в 9 главе книги Откровение мы видим ссылку на «пять месяцев» (ст. 5,10), в течение которых «те, которые не имеют печати Божией на челах своих» должны быть мучимы (ст. 4). Полное повествование о пятой «трубе» (ст. 1-12), где появляются эти ссылки, полно символических элементов, таких как «звезда», «бездна» и «саранча». Те истолкователи, кто принимают во внимание символические элементы, как необходимость для подтверждения использования принципа «день за год», немало не сомневаясь, считают эти «пять месяцев» как 150 буквальных лет. Поэтому, если труба рассматривается как миниатюрный образ эпохи христианской церкви — например, от «появления на исторической сцене» Оттоманской империи в 1299 году н.э. до «падения» Византийской империи в 1449 году н.э.16 — тогда «пять месяцев» вполне могут быть истолкованы как 150 лет.
«42 месяца» и «1260 дней», упомянутые в книге Откровение 11:2-3 (см. также 13:5; 12:6) признаются синонимами не только друг другу, но и периоду «времени, времен и полувремени» из Даниила 7:25 (см. также Дан.12:7; Откр.12:14)17. Само по себе это значит, что миниатюрный символизм, представленный в видении Даниила в 7 главе, позволяет использовать принцип «день за год» не только для того, чтобы интерпретировать «время, времена и полувремя» в Дан.7:25, но и все другие связанные с ним временные периоды. В добавление к «миниатюрному» символизму пророческого фона Даниила 7, содержание текста Откровения 11:3-12, в котором упомянуты 42 месяца и 1260 дней, фокусируется на исторических событиях, относящихся к «двум свидетелям», также названными «двумя масличными деревьями» и «двумя светильниками» (ст. 4). Несмотря на общепринятое представление о двух свидетелях, как о двух буквальных пророках (а именно о Моисее и Илье)18, некоторые авторы встают на защиту более широкого корпоративного понимания этих двух свидетелей19. К.А. Стрэнд и Е. Мюллер считают, что они представляют собой гораздо большие пророческие свидетельства, под которыми понимается «Божье Слово» в целом (пророческая весть Ветхого Завета) и «Свидетельство Иисуса Христа» (свидетельство апостолов Нового Завета)20. И это подтверждает уже подчеркнутую нами идею о том, что 42 месяца и 1260 дней в Откр.11:2,3 в свете принципа «день за год» должны рассматриваться как 1260 лет.
В той же самой перикопе Откр.11:3-12 дважды упоминается период в «три с половиной дня» (ст. 9, 11). Рассматривая «двух свидетелей» как миниатюрные образы пророческих свидетельств Ветхого и Нового Заветов, можно сделать вывод, что те «три с половиной дня» означают три с половиной года21.
В 12 главе Откровения временной период в 1260 дней (ст. 6) и «время, времена и полувремя» (ст. 14) синонимично определяются как время, в течение которого апокалиптическая «женщина», преследуемая «драконом с семью головами и десятью рогами» (ст. 3), находит убежище в «пустыне» (ст. 6, 14). Присутствие символа «женщины», как миниатюрного образа верной церкви Божьей22, подтверждает уже установленную интерпретацию «день за год», каждого из этих периодов как 1260 лет.
Пророческий период в 42 месяца появляется вновь в Откровении 13:5, как период, в котором «зверю» с «десятью рогами и семью головами» (ст. 1; ср. 12:3) дракон предоставит «великую власть» (ст. 2). Здесь в Откровении 13:1-8 «малый рог» Даниила 7 и 8 появляется вместе с символом «зверя», как миниатюрного образа папского Рима. Природа этого символического видения так же подтверждается 1260 годами религиозных преследований.
В книге Откровение временные периоды «трех с половиной дней» (11:9, 11); «десяти дней» (2:10); «пяти месяцев» (9:5,10); «времени, времен и полувремени» (12:14); «42 месяцев» (11:2; 13:5); и «1260 дней» (11:3; 12:6) все употребляются в контексте «миниатюрного» символизма. Принцип интерпретации пророчеств «день за год» кажется подходящим ко всем этим временным периодам. Но, что можно сказать в этом отношении о периоде в 1000 лет из Откровения 20 главы? Если принцип «день за год» применим ко всем этим периодам, не должны ли мы применить этот принцип и к тысячелетнему периоду?
Если единственным критерием использования принципа «день за год», является присутствие данного периода в рамках апокалиптического повествования, тогда у нас есть все основания интерпретировать 1000 лет в Откровении 20, как 360 000 буквальных лет. Попытка считать само слово «года» (ст. 2-7) как препятствие для использования принципа «день за год», убедительной не выглядит, так как в нескольких других местах этот принцип так же применим к этому слову. Уже в выражении «время, времена и полувремя» (Дан.7:25; 12:7; Откр.12:14) слово «время» используется как слово «год» и умножается на 360, то есть на число дней в году, как было в библейские времена. Не является убедительным и аргумент, согласно которому слово «год» может интерпретироваться по принципу «день за год», только если оно обозначается символичным термином «время». В данном случае, должен ли использоваться принцип «день за год», если слово «день» не упоминается и речь идет о тысяче лет? Если мы убеждены в том, что именно «миниатюрный» символизм является надежным герменевтическим принципом интерпретации пророчеств, тогда природа 1000-летнего царства, легко может быть определена на основании присутствия или отсутствия «миниатюрного» символизма в данном контексте.
Внимательно читая Откровение 20:1-10, где 1000 лет упоминается шесть раз, можно заметить несколько апокалиптических символов, таких как «бездна», «большая цепь», «троны», «зверь» и «его образ», «Гог и Магог», «лжепророк». Однако, вполне очевидно, что общий тон этого апокалиптического повествования не может рассматриваться в контексте истинного «миниатюрного» символизма. Во-первых, «зверь» и «образ его», являющиеся «главными героями» Откровения 13 главы, в Откровении 20 упоминаются лишь тангенциально (вскользь) (ст. 4, 10). Преобладающей фигурой всего повествования является «дракон», также названный «древним змеем» (ст. 2). Тогда как в Откровении 13 главе «зверь» и «его образ» представлены в контексте «миниатюрного» символизма, присутствие «дракона» в Откровении 20 главе описано совершенно иначе. Это благодаря тому, что в книге Откровение «дракон» не является миниатюрным символом большей сущности или реальности, но он сам является духовным существом, называемым «Дьяволом» или «Сатаной» (20:2; ср. 12:9). По этой причине, более убедительным кажется считать 1000 лет Откровения 20 главы, как буквальные 1000 лет.
Некоторые, читая книгу Откровение, могут заинтересоваться «получасом» «безмолвия на небе», когда Агнец (Христос) снимает седьмую печать (Откр.8:1). Если запечатанный «свиток» (или «книга») в Откровении 5:2-3 и каждая из «семи печатей» (6:1-17; 8:1-5) рассматриваются как «миниатюрный» символизм широких исторических реальностей, тогда «получас» может рассматриваться как символичное время, представляющее неделю буквального времени24. Однако если рассматривать Откровение 10:6 («времени уже не будет») с учетом того, что никакое символичное пророческое время не выходит за рамки исполнения 2300 «вечеров и утр» Даниила 8:14 в 1844 году н.э.(25), то не только «получас» в Откровении 8:1, но и 1000 лет в Откровении 20:1-10 должны пониматься, как буквальные временные периоды, к которым не должен быть применен принцип «день за год». Однако, обсуждение этих вопросов уже выходит за рамки рассматриваемой нами темы.
Заключение
Во многих апокалиптических пророчествах и основной символ, и элемент времени уменьшены до размера символической микрокосмической картинки, которую можно лучше понять, увеличив ее до размеров макрокосмического исполнения. Лейтмотив «миниатюрного» символизма предполагает основополагающую тематическую корреляцию между Числа 14:34 и Иезекииль 4:6, с одной стороны, и символичными элементами времени книг Даниила и Откровение, с другой. Присутствие данного лейтмотива оправдывает применение принципа «день за год» из книги Числа 14:34 и книги Иезекииля 4:5-6 к тем апокалиптическим видениям, в которых содержатся временные периоды, появляющиеся в контексте «миниатюрного» символизма. Этот миниатюрно-символичный параллелизм обогащает принцип «день за год» значением, выходящим за рамки метода, который воспринимает текст лишь в качестве доказательства той или иной позиции.
Присутствие миниатюрного символизма в книге Даниила позволяет применить принцип «день за год» к «семидесяти неделям» с их временными подразделениями (9:24-27); к фразе «время, времена и полувремя» (7:25; 12:7); к 1290 дням (12:11); 1335 дням (12:12); и 2300 «вечерам и утрам» (8:14). Отсутствие подобного символизма в периодах «семь времен» (4:16, 23,25, 32), «семьдесят лет» (9:2) и «три седмицы дней» (10:2) указывает на то, что эти временные периоды нужно понимать буквально.
В книге Откровение временные периоды «три с половиной дня» (11:9,11); «десять дней» (2:10); «пять месяцев» (9:5,10); «время, времена и полувремя» (12:14); «42 месяца» (11:2; 13:5); 1260 «дней» (11:3; 12:6); и возможно даже «получас» (8:1) — все употребляются в контексте «миниатюрного» символизма. И вполне очевидно, что принцип «день за год» применим к этим периодам. Однако его нельзя применить к 1000 лет Откровения 20 главы, где «миниатюрный» символизм отсутствует.
Сравнительное изучение представленных выше отрывков приводит к дополнительным, более конкретным выводам.
- Во-первых, пророческий «миниатюрный» символизм может заключать в себе как символы (как в Иез.4), так и прообразы (как в Числ.13-14).
- Во-вторых, присутствие «миниатюрного» символизма требует, чтобы основные его элементы представляли более крупные корпоративные силы (как, например, «малый рог» в Дан. 7 и «зверь с десятью рогами» в Откр.13).
- В-третьих, тангенциальные аллюзии на миниатюрные символы не восполняют недостаток миниатюрных характеристик в главных элементах (таких как «дракон» в Откр.20).
- В-четвертых, пророческий временной период имеет символичную природу и должен интерпретироваться по принципу «день за год», где бы он не встречался — среди миниатюрных символов (как в случае с 1260 днями и 42 месяцами в Откр.13:1-8) или в последующих отрывках, объясняющих эти символы (2300 «вечеров и утр» в Дан.8:14 и 70 «недель» в Дан.9:24-27).
- В-пятых, пророческий временной период, в начале определённый, как имеющий символичную природу, не теряет своей символичности, когда соотносится с текстом, в котором «миниатюрный» символизм ясно не выражен (как в случае с периодом «времени, времен и полувремени» из Дан.7:25, вновь повторяющимся в 12:7 и в Откр.12:14).
Уместность использования принципа «день за год» в интерпретации пророчеств зависит не просто от присутствия или отсутствия в них «миниатюрного» символизма. Скорее, сами научные исследования Писаний, если к ним подходить серьезно, вскрывают внутреннюю (экзегетическую) и внешнюю (историческую) потребность в принципе «день за год» при интерпретации апокалиптических временных периодов. Но лично я убежден в том, что концепция «миниатюрного» символизма может придать дополнительную силу и последовательность данному принципу пророческой интерпретации. Кроме того, данный подход помогает ответить на непростые вопросы относительно использования или не использования этого принципа в том или ином библейском тексте.
Альберто Р. Тим, директор Центра наследия Е. Уайт
Взято из информационного бюллетня Института библейских исследований Генеральной конференции Церкви АСД
Примечания
1. Полная версия статьи под названием «Миниатюрный символизм и принцип пророческой интерпретации день за год» была опубликована Альберто Р. Тимом в журнале Andrews University Seminary Studies 42, no. 1 (2004): 149-67.
2. Напр.70 недель Даниила 9:24-27 обычно интерпретируются как 490 лет; 1260 дней Откр. 11:3 и 12:6 (ср. Дан. 7:25; Откр. 11:2; 12:14; 13:5) как 1260 лет; 1290 дней Дан. 12:11 как 1290 лет; 1335 дней Дан. 12:12 как 1335 лет; и 2300 вечеров и утр Дан. 8:14, как 2300 лет.
3. E.g. Frederic Thruston, England Safe and Triumphant; or, Researches into the Apocalyptic Little Book, and Prophecies, Connected and Synchronical (London: Coventry, 1812), 1:145; T. R. Briks, First Elements of Sacred Prophecy: Including an Examination of Several Recent Expositions, and of the Year-Day Theory (Lon-don: William Edward Painter, 1843), 308-419; George Bush, ‘Prophetic Designations of Time,» The Hierophant; or Monthly Expositor of Sacred Symbols and Prophecy 11 (April 1843): 241-253; E.B. Elliot, Horᴂ Apocalypticᴂ; or, A Commentary on the Apocalypse, Critical and Historical, 3d ed. (London: Seeley, Burnside, and Seeley, 1847), 3:224.
4. Буш, 241-253, здесь 244-245 (оригинал).
5. Тамже, 246.
6. T.R. Birks, First Elements of Sacred Expositions, and of the Year-Day Theory (London: William Edward Painter, 1843), 338-339.
7. Bush, Hierophant, 246.
8. Для дальнейшего исследования данного выражения смотри S.J. Schwantes «ErebBoqer» Dan.8:14 reexamined,» AUSS 16 (1978): 375-385.
9. Shea, Daniel 7-12; Prophecies of the End Time (Boise, ID: Pacific Press, 1996), 217-218. Такжесмотри idem «Time Prophecies of Daniel 12 and Revelation 12-13», in Symposium on Revelation: Introductory and Exegetical Studies — Book 1, Daniel and Revelation Commit-tee Series, vol 6, ed. Frank B. Holbrook (Silver Springs, MD: Biblical Research Institute of the General Conference of seventh-day Adventists, 1992), 327-360; Doukhan, Secrets of Daniel, 186-189.
10. См. напр. Эллиот, 227-228, n. 4. Подобная интерпретация до сих пор поддерживается Свидетелями Иеговы.
11. Ср.Francis D. Nichol, ed., The Seventh-day Adventist Bible Commentary (Review and Herald Publishing Association, 1977), 4:790: «Большинство древних и современных исследователей объясняют здесь арамейское iddan как «время» (также в ст. 23, 25, 32; 7:25; 12:7 [последний текст написан на еврейском, а не арамейском]), как «год». В оригинале LXX читается как «семь лет». Среди ранних толкователей этот взгляд поддерживали Иосиф Флавий (Иудейские древностиx. 10.6), Иероним, Раши, Ибн Эзра и Джефет бен Или. Многие современные толкователи также согласны с этим взглядом.
12. Ср. Birks, 321-324. Это выражение времени появляется в описании шестой трубы (ст. 13-21). В нем использованы такие символические выражения как «великая река Евфрат», «кони» с головами как у львов, «рты» из которых выходил «огонь, дым и сера», и «всадники», имеющие «брони огненные, гиацинтовые и серные». Следует отметить, что некоторые авторы, даже некоторые исследователи, придерживающиеся исторической школы толкования пророчеств, поддерживают идею, что выражение «час, день, месяц и год» должны пониматься как конкретный момент во времени, а не временной период. (см., например, R. H. Charles, A Critical and Exegetical Commentary on the Revelation of St. John [Edinburgh: T&T Clark, 1985], 1: 252; Massyngberde Ford, Revelation, AB 38 (New York: Doubleday, 1975), 153-154; G.K. Beale, The Book of Revelation: A Commentary on the Greek Text, NIGTC (Grand Rapids: Eerdmans, 1999), 508; Ranko Stefanovic, Revelation of Jesus Christ: Commentary on the Book of Revelation, 2nded.(Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 2009), 317). Но и некоторые другие исследователи исторической школы склонны рассматривать это выражение, как ссылку к фактическому временному периоду. Поэтому, как в случае «пяти месяцев» (ст. 5, 10), «час, день, месяц и год» также могут рассматриваться как 391 год и 15 дней, как миниатюрный портрет исторического периода, относящегося к христианской церкви, напр. с «момента заката» Византийской империи в 1449 году н.э. до падения Оттоманской империи в 1840 году н.э. (Josiah Litch, The Probability of the Second Coming of Christ about A.D. 1843. (Boston: David H. Ela, 1838), 153-157).
13. ДостаточнодетальноеописаниеСмирныпредставлено Faith Cimok, A Guide to the Seven Churches (Istanbul, Turkey: A Turizm Yayinlari, 1998), 54-61. Смотритакже W. M. Ramsay, The letters to the Seven Churches of Asia and Their Place in the Plan of the Apocalypse (Grand Rapids: Baker, 1963), 251-280.
14. Библейский комментарий Адвентистов седьмого дня, 7:746.
15. Смотри там же 747-748
16. Литч, 153-157.
17. Ср. с David E. Aune, который утверждает: «период в 42 месяца (также упомянутый в Откр. 13:5 как период, в течение которого зверь получает власть…) является символичным апокалиптическим числом для ограниченного Богом периода времени (чаще всего речь идет о ограниченном времени эсхатологической скорби), фактически извлекаемого из текста Дан.7:25; 12:7. Период в 42 месяца является эквивалентом к трем с половиной годам, периоду времени, который автор выражает другими словами еще и как 1260 дней (11:3; 12:6), и как „время, времена и полувремя“ (12:14). Он использует число три с половиной для числа дней между смертью и вознесением двух свидетелей (11:9, 11)». (Revelation 6-16, WBC 52B (Nashvile: Thomas Nelson, 1998), 609). Кактолковалимиллерты/адвентистыседьмогодняэтувзаимосвязьвременныхпророчеств, смотри,например, William Miller, Evidence from Scripture and History of the Second Coming of Christ; about the Year 1843: Exhibited in a Course of Lectures(Boston: Joshua V. Himes, 1842), 78, 96, 112, 215-216; Josaiah Litch, Prophetic Expositions; or A Connected View of the Testimony of the Prophets Concerning the Kingdom of God and the Time of its Establishment (Boston: Joshua V. Himes, 1842), 1:92-93; БиблейскийкомментарийАдвентистовседьмогодня, 4:833-834; C. Mervyn Maxwell, God Cares: The Massage of Revelation (Boise, ID: Pacific Press, 1985), 2:326; Shea, «Time Prophecies of Daniel 12 and Revelation 12-13», 327-360.
18. Частичный список различных личностей, которые рассматриваются как «два свидетеля» дается J. Massyngberde Ford, Revelation, AB 38 (New York: Doubleday, 1075), 177-178.
19. СмотриБиблейскийкомментарийАдвентистовседьмогодня, 7:801; Kenneth A. Strand, «The Two Witnesses of Rev 11:3-12» AUSS 19 (1981): 127-135; Beale, 572-579; Ekkehard Muller, «The Two Witnesses of Revelation 11» Journal of the Adventist Theological Society 13/2 (Autumn 2002): 30-45.
20. Стрэнд, 127-135; Мюллер, 30-45. Ср. Елена Г. Уайт утверждает: «Относительно двух свидетелей пророк говорит далее: „Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли“. „Слово Твое, — вторит ему псалмопевец, — светильник ноге моей и свет стезе моей“. Эти два свидетеля символизируют собой Ветхий и Новый Заветы. Оба в одинаковой степени свидетельствуют о происхождении и вечности Закона Божьего, а также и о плане спасения. Прообразы, жертвы и пророчества Ветхого Завета указывают на грядущего Спасителя. Евангелие и послания Нового Завета говорят о Спасителе, Который пришел именно так, как об этом было предсказано в прообразах и пророчествах» (Великая Борьба между Христом и сатаной (Washington, D.C. Review and Herald, 1911), 267.
21. Библейский комментарий Адвентистов седьмого дня, 7:803.
22. Тамже, 807.
23. Значениеэтойзапечатанной «книги» обсуждаетсявдиссертации R. Stefanovic, The Background and Meaning of the Sealed Book of Revelation 5, Andrews University seminary Dissertation Series, vol. 22 (Berrien Springs: Andrews University Press, 1996); idem, Revelation of Jesus Christ, 199-215.
24. Смотри Joseph Beats, Second Advent Way Marks and High Heaps, or a Connected View, of the Fulfillment of Prophecy by God’s Peculiar People, from the year 1840 to 1847 (New Bedford, MA: Benjamin Lindsey, 1847) 43; Elon Everts, «The Seventh Seal», Advent Review and Sabbath Herald, January 15, 1857, 85; Uriah Smith, Thoughts, Critical and Practical on the Book of Revelation (Battle Creek: Steam Press of the Seventh-day Adventist Publishing Association, 1865), 139; БиблейскийкомментарийАдвентистовседьмогодня, 7:787. Ср. Ellen G. White, A Sketch of the Christian Experience and Views (Saratoga Springs, NY: James White, 1851), 11-12.
25. Библейский комментарий Адвентистов седьмого дня, 7:798, 971.