Нагорная проповедь в 5-7 главах Евангелия от Матфея — первая из пяти больших речей Иисуса, записанных Матфеем, каждая из которых раскрывает различные аспекты царствия небесного. Первая и последняя речь функционируют как границы, описывая царствие в его настоящем и будущем измерениях соответственно. Проповедь описывает в широких но практических выражениях характер и обычаи тех, кто принадлежит царствию.
Если сравнивать ее с другими двумя Евангелиями, в которых содержится описание этого события, то Лк. 6:17-49 кажется более кратким, независимым изложением той же проповеди (см. Мф. 4:24-25; 5:1; Мк. 3:7-13). Поскольку в Евангелии от Луки содержатся высказывания о молитве (Лк. 11:1-13) и заботах (Лк. 12:22-32), сделанные в другие моменты, похоже, что Иисус повторял многие свои высказывания по нескольку раз (см. ЖВ 488, 495).
Структура Нагорной проповеди
Помимо вводной (Мф. 4:23-5:2) и заключительной (Мф. 7:28-8:1) частей, сама проповедь состоит из трех основных разделов:
- Блаженства, которые являются благословениями жителей царствия (Мф. 5:3-12)
- Более полная праведность (Мф. 5:13-7:12)
- Общие принципы (Мф. 5:13-20)
- Наставления к Закону (Мф. 5:21-48)
- Наставления к Поклонению (Мф. 6:1-18)
- Наставления к Отношению с Богом и другими (Мф. 6:19-7:11)
- Общий принцип: Золотое правило (Мф. 7:12)
Толкование главы
1. Стихи 1-11
- Иисус поднимается на гору (или высокий холм) со Своими учениками, очевидно из-за размера собравшейся толпы. За Ним на гору следуют и те, кого Он исцелил (см. Мф. 4:24-25; Лк. 6:19).
- Блаженства, которые можно перевести как «Как благословенны те…» верно названы отражающими язык небес (НПХ vii). Они содержат восемь обетований благословений, которые получат жители Царствия небесного. Даже то, как описаны эти люди, по сути является присущим обетованием Божьей власти восстановить их по его образу и подобию.
- Первое и последнее блаженства уверяют тех, кто чувствует свою духовную нищету и кто гоним во имя праведности, что царствие небесное их не только как надежда на будущее, но и сейчас, когда они переживают эти блаженства.
- Хотя верующие и скорбят по поводу греха и его влияния не них самих и на других людей, они могут быть уверены, что грядет лучший день, когда они больше не будут скорбеть (см. Зах. 12:10; Ин. 16:20-22).
- Кроткие, подобно нищим духом, уповают на Бога и доверяют Ему свое будущее благополучие (Пс. 36:3, 7, 34). Каким бы невероятным это ни казалось, именно они унаследуют землю (это дар) — не сильные возьмут ее силой — и они унаследуют не эту пораженную грехом планету, но превосходное царство славы, править которым будет Сын Человеческий (Пс. 9:11; 17:28; 21:29).
- Алчущим и жаждущим правды, когда они ищут ежедневного пропитания, обещано, что их надежды будут исполнены как в будущем праведном царстве (Ис. 9:6-7; 11:1-5; 32:1), так и в нынешней реальности, когда воля Господня, описанная в Его слове, исполнится в их жизни и опыте (см. Мф. 4:4).
- Слово «милостивые» относится к тем, кто совершает конкретные акты милосердия: дает милостыню (Мф. 6:2-4), служит «грешникам» (Мф. 9:13), прощает других (18:32-35) и т.д. И доброта возвращается к дающему (Мф. 7:2, 12; Прич. 11:25). Но проявление милосердия неестественно для себялюбивого человеческого сердца. «Всякий раз, когда человек проявляет дух милосердия и прощения, он делает это не от себя, но под влиянием Божественного Духа, воздействующего на сердце. „Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас“ (1 Ин. 4:19)» (НПХ 21; см. Мф. 10:8).
- Чистота сердца может быть лишь у того, кого очистил Господь (Пс. 50:12; Деян. 15:9) «банею водною, посредством слова» (Еф. 5:26). Когда Сын Человеческий придет в Свое царство (Мф. 26:64), «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так-как Он чист» (1 Ин. 3:2-3; см. Откр. 22:4).
- Хотя многие в Израиле жаждали сбросить иго римского владычества, Иисус называет Своих людей «миротворцами», поскольку они следуют путями «Князя Мира» (Ис. 9:6; см. Рим. 561) и посему могут называться детьми Божьими (см. Мф. 5:45).
- Хотя кажется, что кто-то навлек на себя кару своим дурным поведением, а затем ошибочно считает, что страдания делают его праведным, Божье царство обещано именно тем, кого преследуют «за правду» и кто «страдают как христиане» (1 Пет. 4:16). Посему они не должны бояться тех, кто может убить тело, но совершенно неспособен повредить их будущей судьбе (Мф. 10:28). На самом деле, они могут радоваться, поскольку их свидетельство распространяет благую весть далее и они могут увидеть, как в результате этого люди спасаются для царствия Божьего.
2. Стихи 13-20
- Далее Иисус описывает три образа тех, кто будет составлять царствие. Своих последователей Он называет «солью», «светом» и обладающими праведностью, которая превосходит «праведность книжников и фарисеев». Проникающее свойство света и соли указывает на то, что для влияния царства нет границ, тогда как третий образ подтверждает, что граждане этого царства превзойдут все человеческие попытки получить праведность.
i. Соль и свет — противостоящие метафоры. Соль тихо смешивается с чем-то, чтобы быть эффективной, в то время как свет должен быть отделенным и видимым для всех.
ii. Тем не менее, упор делается не на самом свете, но на том, чтобы позволить ему сиять.
iii. Подобно отраженному свету луны, этот свет не светит изнутри самого верующего (в отличие от праведности фарисеев), но получен им от Иисуса (Ин. 1:9), и связан с «добрыми делами». Он должен направлять внимание людей на более яркий свет — свет Отца, Который есть источник всего света и доброты (Мф. 19:17).
- До сего момента никто не предположил бы, что Иисус пытался разрушить закон, поэтому утверждение Иисуса о том, что Он пришел исполнить закон, действует как введение к Его последующему подробному разъяснению духовной природы закона и цели этого учения: показать, как закон действительно должен быть исполнен.
i. Слово «исполнять» в Евангелии от Матфея чаще всего используется по отношению к исполнению пророчества (например, Мф. 1:22; 2:15, 17, 23), на что также указывается в данном случае, но также это слово может относиться к исполнению праведных требований закона или подчинению им (Мф. 3:15).
ii. Каждый аспект закона должен оставаться в силе «пока не исполнится все», это предполагает что некоторые элементы, а именно обрядовые или типологические элементы, указывают на свое исполнение в грядущих событиях.
iii. Сделанная Иисусом отсылка к заповедям показывает, что он думает о нравственном законе, а последующие его упоминания Десяти заповедей это подтверждают (например, Мф. 5:21, 27, 33; см. Мф. 19:17-29).
- Обозначение Иисусом невозможно высоких стандартов праведности как «низшей отметки» для вхождения в царствие показывает неэффективность всех человеческих устремлений. Принятие чего-либо меньшего, чем «праведность царствия небесного» на самом деле послужит лишь тому, чтобы обессмертить зло во вселенной.
3. Стихи 21-48
- Иисус объясняет эту более полную праведность, используя шесть объединяющих утверждений, разделенных на группы по три. Первая группа связана с убийством, прелюбодеянием и разводом и разъясняет шестую и седьмую заповеди (Мф. 5:21-32), тогда как вторая группа раскрывает глубину третьей заповеди, запрещает месть и велит любить врагов своих (Мф. 5:22-48).
- Хотя шесть альтернативных утверждений Иисуса обычно на английский язык переводятся с сильным противопоставлением («но…»), более мягкий соединительный союз de в греческом языке предполагает, что каждое утверждение раскрывает то, что ему предшествует («А я говорю вам…»).
- Иисус делает основной акцент на внутренних движениях сердца. Практически все внешние греховные дела начинаются с внутренних мыслей: убийство начинается с гнева (см. 1 Ин. 3:15), прелюбодеяние начинается с похоти, а воровство начинается с алчности. Тем не менее, злые желания или алчные мысли сами по себе являются не грехом, а искушением — если только их не лелеять вместо того, чтобы сразу же отвергнуть как зло (Иак. 1:14-15). Нас призывают не пытаться избавиться от злых мыслей, но тренировать свой разум думать о добре (Флп. 4:8; см. Прич. 16:3).
- Слова о том, чтобы вырвать глаз или отсечь руку, следует понимать метафорически, а не буквально. Они являются путем искушения и могут стать средством, через которое делается выбор в пользу греха. Лучше утратить часть тела, чем оказаться душой и телом в геенне огненной. Греческое слово, переведенное как «геенна» (geenna) обозначает Божий суд над грешниками, уничтожение «и души и тела» неугасимым огнем. Об этом жестоком уничтожении говорит и Иисус (Мф. 7:19; 13:40-42, 49-50; 18.8-9; см. 25:41) и Иоанн Креститель (Мф. 3:10, 12).
- Единственной причиной, которую Иисус называет законным основанием для развода, является физическая измена. Слово, которое здесь используется для обозначения физической безнравственности (любодеяние) имеет более широкий смысл, чем адюльтер. Оно относиться к любому сексуальному действию вне библейского законного брака (см. Мф. 15:19), включая отношения между людьми одного пола. Развод и повторный брак по любой другой причине являются прелюбодеянием.
- Люди часто тщательно формулируют обеты и клятвы, косвенно упоминая Бога в доказательство своей правдивости (см. Мф. 23:16-22), но на самом деле приносят их, чтобы не исполнить, тем самым нарушая третью заповедь (Исх. 20:7; см. Лев. 19:12). Полный запрет Иисусом клятв (кроме клятв в суде, Мф. 26:63-64) более строг чем даже учения Кумранского сообщества. Слова верующего всегда должны быть надежными без необходимости в каких-либо дополнительных подтверждений (Иак. 5:12).
- Отрицательное указание, запрещающее месть (цитирование Исх. 21:24 и др.) совмещается здесь с положительным указанием любить своих врагов. Отказ настаивать на своих правах или собственности показывает абсолютное бескорыстие и заботу о других. Совет подставить другую щеку, отдать ценную верхнюю одежду, пройти лишнее поприще и не отказывать просящему денег в долг —просто примеры следования этому принципу, к которым легко можно добавить и другие, пусть и сложно осуществимые.
- Последнее указание любить врагов, принцип, уже проиллюстрированный Елисеем (4 Цар. 6:21-23), ставший типом Христа, является самым сложным. Все же, как указывает Иисус, Отец проявляет доброту ко всем, даже к Своим врагам, удовлетворяя их потребность в солнце и дожде. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8), и такими действиями верующие проявляют свою истинную связь с Богом как Его духовных детей. Иисус «хочет, чтобы мы в совершенстве уподобились Ему. Для нашего окружения мы должны быть таким же средоточием света и благословения, каким Он является для всей вселенной» (НПХ 77).
Практическое применение главы
Важные уроки, которые можно извлечь из этой главы, включают в себя:
- Независимо от того, какой сложной может быть нынешняя жизнь, «блаженные» хранят принципы царствия небесного в своем сердце.
- Быть поистине целостным и поистине здоровым во всех смыслах подразумевает и здоровые мысли.
- Для человека невозможно достичь праведности, которую Бог требует от всех, кто войдет в царствие небесное. Лишь чудо Божьей прощающей благодати, которая Духом Святым все более изменяет желающих этого верующих по Его образу и подобию, делает достижение такой праведности возможным.
- Практическое применение этих принципов в нашей повседневной жизни поможет нам не только стать более похожими на Иисуса, но и лучше понять Его и сильнее любить Его. «Божественный идеал для Его детей превыше самых возвышенных человеческих помышлений» (ЖВ, 311).
Клинтон Уолен, Институт Библейских Исследований
По материалам бюллетеня Института библейских исследований