Уроки 15 главы Евангелия от Матфея

Омовение рукВ 15 главе Евангелия от Матфея описывается путешествие Иисуса по географически обширной территории, простирающейся от берегов Геннесарета (ср. Мф.14:34) до области Тира и Сидона (Мф.15:21) и обратно. Затем Он пересекает Галилейское море на лодке (Мф.15:29, 39). Эти путешествия позволяют Иисусу служить людям, которых обычно избегали евреи, включая хананейскую женщину и язычников, населявших регион Десятиградия. Глава начинается с обвинения книжников и фарисеев, которое позволяет Иисусу начать разрушать разделяющие стены, воздвигнутые устной традицией не только между иудеями и язычниками (ср. Еф.2:14, 15), но и между евреями, которые соблюдали эти традиции, и теми, кто этого не делал. Глава состоит из четырех частей: 1) спор о мытье рук (Мф.15:1-20), 2) освобождение дочери хананеянки от одержимости бесом (Мф.15:21-28), 3) исцеление страдальцев (Мф.15:29-31) и 4) кормление четырех тысяч (Мф.15:32-39).

Толкование Матфея 15

1. Стихи 1-20

  • По-видимому, к данному моменту Иисус считается достаточно серьезной угрозой, поэтому к нему из Иерусалима для расследования вышла специальная делегация книжников и фарисеев, в отличие от делегации священников и левитов, посланных к Иоанну Крестителю (Ин.1:19).
  • «Предание отцов«(кратко описанное в Евангелии от Марка 7:3, 4, представляло собой сборник устных фарисейских учений, определяющих, как закон должен соблюдаться при множестве обстоятельств и условий.
    «Правил, касающихся чистоты, было бесчисленное количество. Жизни едва ли хватило бы, чтобы выучить их все»1.
  • Мытье рук, о котором здесь говорится, было необходимо не для удаления физической грязи, а для очищения рук, которые могли быть ритуально осквернены в результате возможного контакта с язычниками—небиблейская идея, от которой даже Петру было трудно отказаться (Деян.10:14, 28).
  • Во свете этого становятся понятными слова Иисуса о еде (ср. Мк.7:19), не отменяющие Левитские законы, касающиеся чистой и нечистой пищи (Лев.11; Втор.14), но отвергающие фарисейское понимание осквернения рук и обращающие внимание на то, что исходит из сердца—злые мысли и поступки «оскверняют» человека грехом (Мф.15:19-20).·Грехи, перечисленные Иисусом, соответствуют десяти заповедям: злые помыслы (десятая), убийство(шестая), прелюбодеяниеи блуд(седьмая), воровство(восьмая), лжесвидетельство (девятая) и богохульство (третья)2.
  • Именно из таких небиблейских традиций, составляющих т.н. «иго закона» (подразумевается закон Моисеев, окруженный заповедями человеческими), Иисус стремился освободить Израиль (Мф.11:28-30; ср. 23:4; Деян.15:10) и перенаправить внимание на то, что действительно важно—соблюдение заповедей Божьих (ср. 1 Кор.7:19), которые, как бы иронично это ни было, некоторые скрупулезные хранители этих традиций нарушали (см. Исх.20:12; 21:17; Лев.19:3; 20:9).
  • Иисус указывает на фарисейский принцип «корван» (что означает «приношение», Мк.7:11), который позволял людям жертвовать средства храму, сохраняя их для собственного использования3.Этот принцип, основанный на законах, касающихся жертвоприношений (слово «корван» используется семьдесят семь раз в Книгах Левит и Числа; например, Лев.1:2; 2:1), использовался, чтобы обойти закон Моисеев, который требовал уплаты штрафа в размере 20%, чтобы вернуть для собственного использования то, что ранее было посвящено Господу (Лев.27:15). Более позднее раввинское законодательство показывает, что эта лазейка в конечном итоге была закрыта4.
  • В 1959 году была обнаружена надпись на оссуарии, датируемая первым веком до нашей эры, в которой используется формула корвана: «Все, что человек может найти для своей пользы в этом оссуарии, является приношением Богу от того, кто находится в нем»5.
  • Не почитание своих родителей также является непочитанием Бога и Его закона, если только это не противоречит другому божественному повелению (Мф.10:37).
  • В ответ на оскорбления фарисеев в адрес слов Иисуса о пище, которые так обеспокоили учеников, Иисус произносит два суждения:

о Растения, не посаженные Небесным Отцом (то есть фарисеи и их учения), будут вырваны с корнем (ср. 2 Пар.7:19, 20; Пс.52:4-6; Мф.13:29).

о Как «слепые, которые ведут слепых», обе группы будут спотыкаться и падать. Смысл этого высказывания в том, что истина не может быть вырвана с корнем, а также в том, что лжеучителя и все, кто следует за ними, в конечном счете погибнут.

  1. Стихи 21-28
  • Регион Тираи Сидона (откуда пришла Иезавель, 3Цар.16:31), хотя и населенный преимущественно язычниками, также был домом для многих евреев (как подразумевается в Мф.15:24). Но Иисус использует такую смешанность населения, чтобы преподать Своим ученикам важный урок.
  • Слово «хананеи», по-видимому, оставалось насмешливым еврейским обозначением для язычников6, но выражение «женщина-ханаанеянка» более нейтрально, и указывает на ее географическое происхождение из Финикии.
  • Подчеркивается серьезность одержимости дочери демоном, а также зарождающаяся вера матери, о чем свидетельствует ее обращение к Иисусу как к «Господу» и «Сыну Давидову» (ср. Мф.9:27; 20:30) По-видимому, Иисус испытывает эту веру и учеников, изначально игнорируя ее просьбу. Но на самом деле, как показывает дальнейшее история, она была одной из «заблудших овец», которых Иисус пришел спасти (ср. Лук.15:4-7).
  • В ответ на ее повторную, еще более настоятельную мольбу, когда она вновь обратилась к Иисусу как к Господу, Иисус отвечает притчей. В предыдущем эпизоде Он называл Своих противников сорняками, которые нужно вырвать с корнем, и слепцами. Теперь Он называет евреев «детьми», а язычников (таких, как эта женщина) «собаками». Но Иисус использует ласкательную форму kynariois (букв. «маленькие собачки»). И вот теперь уже сама женщина использует этот образ, утверждая, что даже собака принадлежит семье и заслуживает крошек, падающих со стола своих «хозяев». Она использует то же самое слово, kyrioi («господа»), подразумевая, возможно, что она принимает Иисуса как своего Господа и Хозяина.
  • Удивленный ответ Иисуса схож с Его ответом на веру сотника (Мф.8:10, 13) и показывает, что для язычников действительно тоже есть место в Израиле в более широком, включающем смысле в соответствии с Божьими намерениями (см., например, Ис.49:6, 7; 56:6-8; Мих.4:1-3; ср. Деян. 15:14-17).
  1. Стихи 29-31
  • И Матфей, и Марк описывают возвращение Иисуса к Галилейскому морю и исцеление страждущих, но Матфей описывает, как Иисус исцеляет от различных болезней, в то время как Марк фокусируется на особенно сложном случае глухонемого человека, (Мк.7:31-37).
  • Похоже, что с тех пор, как народ «прославил Бога Израилева«(Мф.15:31), это была область, населенная преимущественно язычниками.
  1. Стихи 32-39
  • Интересно, что Эллен Г. Уайт помещает эти события и гору, где Иисус проповедовал, в район Декаполиса, где Он исцелил бесноватых из Гергесы, и указывает, что множество людей хотели слушать Иисуса из-за их свидетельства7.
  • Знание того, что на этот раз толпа людей состояла в основном из язычников, полезно для понимания реакции учеников на второе чудо насыщения множества людей. Хотя они уже не сомневались в том, что Иисус мог чудесным образом накормить эти тысячи людей, их «иудейское предубеждение» против совместной трапезы с язычниками мешало им верить, что Он это сделает8.
  • Подобно тому, как Бог Отец любит всех и желает, чтобы все люди «были спасены и пришли к познанию истины«(1 Тим.2:4; ср. Мф.5:45), так и Иисус испытывает «сострадание» как к иудейской, так и к языческой толпе (Мф.14:14; 15:32; ср. 9:36; 20:34).
  • Как и в случае с кормлением пяти тысяч, Матфей прямо указывает, что в число этих четырех тысяч не входили женщины и дети (ср. Мф.14:21; Исх.12:37), так что общее количество едоков, вероятно, превысило десять тысяч.
  • Приплыв на лодке к западным берегам Галилейского моря, Иисус возвращается на иудейскую территорию. Ни район Магадан, ни топоним Далмануфа, данный в параллельном отрывке из Марка 8:10, нам не известны. Другие рукописи, однако, определяют этот район как Магдалу9, дом Марии Магдалины, расположенный примерно в трех милях к северо-западу от Тиберия.

Практическая значимость главы

Из этой главы можно извлечь много ценных уроков, в том числе:

  1. Первостепенное значение имеет не только библейская, но и глубокая сердечная духовность, из которой проистекают наши внешние действия, потому что мы больше всего заботимся о том, что думает Бог, а не только о том, что думают другие люди.
  2. Чтобы наше поклонение было приемлемо для Бога, оно должно быть «в духе», а также «в истине»(Ин.4:23-24), необходима согласованность внутренней и внешней веры, как неоднократно подчеркивали пророки (см., например, Ис.29:13; Иер.7:3-11; Мих.6:6-8). Ключевым компонентом в следовании за Иисусом от начала до конца является вера, которая сама по себе есть дар (Евр.12:1, 2), лучше всего иллюстрируемый в Евангелиях не иудеями-последователями Иисуса, а язычниками (Мф.8:10; 15:28). В любой трудной ситуации мольба о милосердии, подобная той, что высказала хананейская женщина, -это путь вперед. «Почему же сыновья и дочери Божьи так неохотно молятся, если молитва —это ключ в руках веры, открывающий небесную сокровищницу, где хранятся безграничные возможности Всемогущего«10.
  3. Если Иисус царствует в наших сердцах, мы сострадаем всем, независимо от того, чем они отличаются от нас. Мы общаемся с ними, потому что желаем им добра, проявляя сочувствие к ним и служа их нуждам с целью завоевать их доверие, чтобы они приняли наше приглашение присоединиться к нам в следовании за Иисусом11.

Клинтон Уолен, Ph.D. заместитель директора Института Библейских Исследований

1 Эллен Уайт, Желание веков, с. 396.
2 См. Исх. 20:7; См. использование слов blasphemia и blasphemeo в Мф. 9:3; 12:31; 26:65. Слово также используется в обвинительной речи по отношению к людям (например, Мф. 27:39; Еф. 4:31; Кол. 3:8; 1 Тим. 6:4), но поскольку все другие слова в Евангелии от Матфея указывают на нарушение декалога (подобно Иисусу в отношении пятой заповеди в Мф. 15:4), лучше понимать это слово более узко, как «богохульство».
3 См., например, Иосиф Флавий, Иудейские древности 4:73.
4 m. Nedarim 5:6.
5 Joseph A. Fitzmyer, «The Aramaic Qorbān Inscription From Jebel Ḫallet Eṭ-Ṭûri and Mark 7:11/Matt 15:5,» Journal of Biblical Literature 78, no. 1 (1959): 62; о датировании см. Там же, с.., 61, п. 2.
6 См. m. Qiddushin 1:3.
7 Эллен Уайт, Желание веков, с. 404.
8 См. там же, с. 405 и Деян. 10:28.
9 См. Уайт, Желание веков, с. 405.
10 Эллен Уайт, Путь ко Христу, с. 94.
11 Эллен Уайт, Служение исцеления, с.143

Прокомментировать

© «Логос Инфо» Восточно-Днепровская Конференция церкви АСД, 2021
Использование материалов сайта LogosInfo.org разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.