Семь истин, которым учит нас рассказ о сотворении мира

Семь истин, которым учит нас рассказ о сотворении мира«Первые три главы книги Бытия — это миф! Такого никогда не было», — сказал старый профессор, чей тяжелый акцент указывал на его бельгийское происхождение. Само заявление не удивило меня, поскольку я знал, что многие верят в это. Но что меня поразило, так это то, что мой аспирант, преподаватель богословия, отстаивал эту позицию. Как он мог в это поверить? Если то, что написано в Бытие с 1 по 3, никогда не происходило, как это повлияет на нашу веру? Что произойдет с основами наших убеждений, если эти основополагающие утверждения не соответствуют действительности?

Все это сводится к главному вопросу: «Какова связь между первыми тремя главами и остальной частью Библии?».

В каждой истории начало очень важно. Именно начало, введение в историю, является фундаментом для всего последующего. Когда мы смотрим фильм или слушаем историю, но пропускаем начало, мы в итоге не понимаем, кто есть кто в этой истории и какова логика ее развития.

Так же обстоит дело и с Библией. Если ее введение — Бытие с 1 по 3 — не соответствует действительности, если то, что мы там читаем, никогда не происходило, то многое из того, что будет написано позже, потеряет свое значение. Поэтому важно знать послание Бытия 1-3. Это введение служит фундаментом для остальной части Библии. Давайте рассмотрим важнейшие истины, которые пытается донести Бытие.

Истина № 1: Бог существует

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).1 Первое, что мы обнаруживаем, читая этот текст, это то, что Бог существует. Библия начинается со слов «В начале сотворил Бог…». Хотя книга Бытия не предлагает никаких доказательств существования Бога, Он представлен так, как будто уже известен. Бог представлен как первопричина самого существования. Все существует исключительно благодаря Ему. Таким образом, существование Бога является основой всего библейского мировоззрения.

Красивый воздушный пейзаж горного пика на закате над облаками - панорамный

Существуют и другие повествования о творении, созданные древними цивилизациями, которые представляют различных богов в процессе творения. Однако Библия однозначно утверждает, что вся Вселенная была создана силой исключительно одного Бога. Многие богословы заметили, что Бытие стремится показать не только то, что Бог существует, но и то, что нет иного Бога, кроме Него. Утверждая, что существует только один Творец, книга Бытия делает «полемическое опровержение» политеистического мировоззрения.2

Истина № 2: Бог — Творец

В начале прошлого века Эдвин Хаббл, изучая звездное небо из своей обсерватории в Маунт-Вилсон, Калифорния, обнаружил, что все вокруг удаляется от нашей Солнечной системы. Он заметил, что Вселенная на самом деле расширяется. Наша Вселенная была не статичной, как он думал раньше, а растущей.

Это привело Хаббла к поразительному выводу: Если бы мы могли отмотать время назад и понаблюдать за Вселенной, мы бы увидели, как она постепенно сжимается. Это происходило бы до какого-то момента в бесконечном прошлом, когда Вселенная сжалась бы в маленькую плотную сингулярность, из которой все и возникло. Эта теория известна как «теория Большого взрыва»: большой взрыв, в результате которого родилась Вселенная. Хотя мы можем не со всем соглашаться в этой теории, есть вывод, который мы, как адвентисты, должны поддержать: у Вселенной было начало.3

Хотя теория Хаббла не смогла объяснить, как возникла Вселенная или что послужило началом, Бытие дает нам ответ. Оно утверждает, что начало всего было вызвано божественной инициативой. Это один из лучших аргументов в пользу существования Бога: тот факт, что мы существуем. Аргумент выглядит следующим образом: Все, что имеет начало, имеет причину. У Вселенной было начало. Следовательно, у Вселенной есть причина.4

Поверхность планеты Земля из космоса. Звезды и млечный путь на фоне. Научно-фантастические космические обои. Элементы этого изображения предоставлены NASA (url:https://www.nasa.gov/sites/default/files/thumbnails/image/iss060e007297.jpg)

Без книги Бытие у нас нет возможности узнать эту причину. Единственное, что мы можем заключить, это то, что эта причина нематериальна (поскольку материя не может создать материю) и должна существовать вне пространства и времени (поскольку и то, и другое относится к сотворенному порядку). Бытие предоставляет нам недостающую информацию: Это Существо! Существо настолько могущественное, что способно создать пространство, материю и время Своим словом. Все, что мы знаем, появилось на свет по Его слову.

Повторение выражения «и сказал Бог» в книге Бытия подчеркивает этот момент. Абсолютно все имеет свое начало в Боге. Поэтому творение представлено как нечто отличное от своего Творца.

Творение не является сверхъестественным или божественным. Ему не следует поклоняться, но оно предлагает нам причины для поклонения Творцу, который отличен от всего творения. Солнце и луна, которые были обожествлены в нескольких культурах на протяжении всей истории, даже не получили имени в рассказе о творении. Они просто упоминаются как «светило большее» и » светило меньшее» (Быт. 1:16).5 Свет был создан раньше этих двух небесных тел, что указывает на то, что свет и тепло не зависят исключительно от них.

Истина № 3: Люди были созданы, чтобы уподобиться Богу, а не животным

Бытие 1:26 сообщает нам, что человеческий род был создан по «образу» и «подобию» Бога. Наша цель здесь не в том, чтобы определить, что означают эти образ и подобие, а в том, чтобы показать, что эти выражения связывают нас с высшим началом (Богом), а не с низшим (животным). Именно через Бытие мы понимаем, что наша цель в жизни — все больше походить на высшую модель, следовать высшей морали и доверять высшему плану.

Хотя эволюционисты настаивают на сходстве между человеком и приматами, Бытие утверждает, что когда Адам наблюдал за животным миром, он не нашел ни одного существа, подобного ему (Быт. 2:20), даже среди приматов (несмотря на сходство). Такие выражения, как «образ» и «подобие», встречающиеся в Библии, «подчеркивают близость и родство» между людьми и их Творцом.6 Наше происхождение находится в высшем «Отце», а не в общем животном предке.

Бытие 3:16-24 показывает нам, что со временем не произошло эволюции в высшее состояние. Напротив, произошло вырождение.

Истина № 4: Люди созданы для отношений

В Бытие 2:18 мы видим, что Бог создал человека для жизни в обществе. «Не хорошо быть человеку одному», — сказал Он. Люди не только должны жить в обществе, но и соединяться в браке с человеком противоположного пола. До Евы ни одно существо не было подходящим для Адама. Под подходящим мы подразумеваем человека, который соответствовал бы ему и дополнял его в его нуждах. Цель Бога при создании женщины была в том, чтобы оба дополняли друг друга, образуя совершенную единицу.

Тот факт, что Бог благословил «мужчину и женщину», повелев им плодиться и размножаться (Быт. 1:27, 28), дает нам библейскую истину, которая сама по себе противостоит как современной, так и традиционной человеческой практике. Начиная с Бытия 1-3, все библейское откровение настаивает на существенной и нормативной природе человеческой гетеросексуальности. Другие популярные точки зрения, включая веру в то, что гомосексуализм является приемлемой альтернативой Божьему плану, предстают перед нами такими, какие они есть — как следствие человеческого мышления, возвышающегося над библейским откровением. Даже более «традиционные» точки зрения, такие как многовековое учение Римско-католической церкви о том, что безбрачие является идеальным состоянием человека, не могут устоять перед библейским повелением «плодитесь и размножайтесь». Хотя мы должны говорить об этом с милостью и состраданием, мы все же должны стоять на стороне библейского откровения: мы не были созданы для того, чтобы жить таким образом.

Истина № 5: Люди должны мудро распоряжаться природой

Бытие также сообщает нам о Божьем повелении, чтобы люди не бездействовали, а управляли творением и заботились о нем. Бытие 1:26, 28 разрешает людям владычествовать над землей и управлять ею. Через это Божественное повеление мы понимаем, что человеку позволено использовать творение для удовлетворения своих потребностей, если эти потребности согласуются с принесением славы Творцу. Из этого текста наука получает библейское разрешение — да, даже поощрение — изучать и открывать тайны природы и удовлетворять потребности человечества.

Дикая трава в горах на закате. Макросъемка, малая глубина резкости. Винтажный фильтр. На фоне летнего пейзажа.

Однако этот текст был неправильно истолкован многими. Мы не находим здесь разрешения жестоко обращаться с природой и эксплуатировать ее до полного истощения ее ресурсов. Как носители образа Божьего, люди должны отражать Его характер в обращении с творением и заботе о нем. Созданные Богом ресурсы должны использоваться с умом. Среди тех, кто послан отражать Божий характер, не должно быть эгоизма, тирании, насилия и злоупотребления властью. Это означает, что все ресурсы природы нужно использовать с пользой: применять их мудро и осторожно, с намерением содействовать всеобщему благополучию.7

Истина № 6: Грех (непослушание Богу) приносит смерть и страдания

Бог является объективным источником всей морали. Именно Он определяет, что правильно, справедливо и хорошо. Поэтому непослушание Его воле считается нарушением Его норм. Именно это и есть грех. Это восстание против Божественной воли.

Бытие помогает нам понять, почему наше существование характеризуется таким количеством недостатков и проблем. Без Бытия 1-3 нам было бы очень трудно понять, почему существуют смерть, страдания и боль. В комментарии Дерека Киднера к книге Бытие утверждается, что весь Новый Завет и учение о спасении основаны на историчности этого повествования.8 Другими словами, если падения Адама и Евы, описанного в книге Бытие, никогда не было, то аргумент о том, что мы должны быть спасены, полностью теряет свою силу. Тогда Новый Завет становится лишь благочестивыми размышлениями тех, кто помнил или сочинял истории о человеке по имени Иисус.

Истина № 7: У Бога есть план победы над грехом

«И вражду положу между тобою и между женою…» (Быт. 3:15). Этот текст представляет собой не только проклятие змеям в целом, но и Божий приговор змею, врагу Бога и человечества. Через потомка Евы змей получит свое окончательное воздаяние: смерть.

Этот текст является основой для нашего понимания борьбы между Богом и сатаной.9 Первые главы Бытия помогают нам понять смысл ветхозаветных жертвоприношений, искупительной жертвы Иисуса и замысла спасения. Бытие 2:17 ясно показывает, что результатом греха является смерть, и только через смерть виновного будет удовлетворена божественная справедливость.

Бытие рассказывает нам о приговоре врагу и обещает, что змей (сатана) однажды встретит свой конец. Грех будет побежден через потомка Евы, что породит первые мессианские надежды. Этот текст в богословии принято называть «протоевангелием». Это начало благой вести.

Бытие: Ключ к пониманию реальности

Итак, мы пришли к выводу, что рассказ о сотворении мира, содержащийся в первых трех главах книги Бытие, имеет решающее значение для понимания остальных библейских свидетельств и реальности.

К сожалению, есть те, кто читает этот текст и использует его для защиты идеи о том, что главной целью Бытия было изложение богословских концепций, но никак не конкретных истин. Для них Бытие — это лишь попытка объяснить жизнь с помощью метафор, одной из которых является сотворение.

Однако Бытие 1-3 имеет силу только в том случае, если написанное в нем действительно описывает реальное историческое событие. Чтобы откровение имело авторитет, оно должно быть истинным и реальным, основанным не на метафорах, а на фактах.

Глаубер Араужо

1 Библейские цитаты взяты из Новой международной версии.

2 Гордон Дж. Уэнхем, Бытие 1 — 15 (Вако, ТХ: Word Books, 1987), стр. 9.

3 Норман Гейслер и Фрэнк Турек, У меня недостаточно веры, чтобы быть атеистом (Wheaton, IL: Crossway, 2004), с. 79-81.

4 Фрэнсис Беквит, Уильям Л. Крейг и Дж. П. Морленд, «Каждому свой ответ: A Case for the Christian Worldview (Downers Grove, IL: IVP Academic, 2004), p. 62.

5 Герхард Хазель, «Полемический характер космологии Бытия», Евангелический ежеквартальник 46 (1974), с. 88, 89.

6 Ханс Вальтер Вольф, Антропология Ветхого Завета (Филадельфия, PA: Fortress Press, 1975), с. 161.

7 C. Джон Коллинз, Бытие 1-4: A Linguistic, Literary and Theological Commentary (Phillipsburg, NJ: P & R Publishing Company, 2006), p. 69.

8 Дерек Киднер, Бытие (Даунерс Гроув, ИЛ: IVP Academic, 2008), с. 66.

9 Джон Х. Сейлхамер, «Бытие», Библейский Комментарий Экспозитора (Гранд Рапидс, МИ: Зондерван, 1990), т. 2, с. 56.

По материалам Adventist Review

Прокомментировать

© «Логос Инфо» Восточно-Днепровская Конференция церкви АСД, 2022
Использование материалов сайта LogosInfo.org разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.