Является ли Троица библейской истиной?

Доктрина о Троице в трех пунктах

«Нет!» Я почти кричал на бабушку. Мне было около 7 лет, и я доверял ей, но на мгновение мне показалось, что она пытается меня обмануть. Что же произошло? У меня в руке было три однодолларовые купюры, и я собирался пойти в магазин за угощением. Бабушка хотела дать мне еще пару долларов, поэтому она протянула пятидолларовую купюру и сказала: «Я дам тебе это, а ты отдай мне три доллара, которые у тебя в руке».

Я не очень разбирался в деньгах, но знал, что три — это больше, чем один! Поэтому я отказался. Я не понимал ценности того, что она мне предложила. Мне предстояло многому научиться.

Когда дело касается божественных вопросов, нам всем нужно многому научиться, а некоторые вещи в Писании «не всегда легко понять» (2 Петра 3:16 ИПБ). И все же, если мы привержены Библии как правилу веры и практики, мы должны верить тому, чему учит Писание, даже если это учение трудно понять.

Отец, Сын и Дух

После крещения Иисус вышел из воды, «Тотчас после крещения Иисус вышел из воды, и тогда раскрылись [над Ним] небеса, и увидел Иоанн, что Дух Божий, подобно голубю, нисходит на Него. И голос с неба сказал: «Это – Сын Мой возлюбленный, в Нем радость Моя»» (Мф. 3:16, 17 ИПБ).

В этой сцене Сын крестится, Святой Дух сходит, а Отец говорит с небес. Вы когда-нибудь задумывались, как эти трое — Отец, Сын и Дух — могут быть одним Богом и в то же время тремя личностями? Если да, то вы задавались вопросом о доктрине Троицы.

Некоторые утверждают, что мы не должны использовать слово «Троица», потому что его нет в Писании. Однако слова «воплощение», «тысячелетие», «теодицея» (и другие) также не встречаются в Писании. Тем не менее это библейские понятия. Когда мы пытаемся определить, является ли доктрина библейской, вопрос заключается в том, учит ли ей Писание.

Вопрос в том, учит ли Писание доктрине Троицы?

Библейская доктрина Троицы

Основную доктрину Троицы можно определить одним предложением: Существует только один Бог, и Бог — это три различные полностью божественные личности.

 Учит ли этому Писание? Безусловно, да. Писание неоднократно учит следующим трем моментам:

1. Существует только один Бог.

2. Отец, Сын и Святой Дух — каждый из них (полностью) божественен и, следовательно, равнозначен и со-вечен.

3. Отец, Сын и Святой Дух — разные личности.

Вместе эти три учения составляют основную доктрину Троицы. Как мы увидим, Писание неоднократно учит каждому из этих пунктов и, следовательно, учит основной доктрине Троицы.1

Единство Бога

Писание прямо учит, что существует только один Бог. Например, «Господь есть Бог, и нет другого, кроме Него» (Втор. 4:35 ИПБ; ср. стих 39). Далее, Второзаконие 6:4 учит: «Господь – Бог наш, Господь – един!».

В другом месте Сам Бог провозглашает: «Кому уподобите Меня, кто Мне равен?» (Ис. 45:5 ИПБ). Иаков также учит, что «только один есть Бог» (Иак. 2:19 ИПБ), а Павел пишет, что «нет никакого другого Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4 ИПБ). Действительно, Сам Иисус говорит о «Боге едином» (Иоанна 5:44, NASB).

Писание также учит, что нет никого, подобного Богу: «Воистину велик Ты, Владыка Господи, ибо нет равного Тебе, и нет иного бога, кроме Тебя» (2 Цар. 7:22 ИПБ; см. также 1 Пар. 17:20). Это учение о том, что нет никого подобного Богу, исключает возможность того, что кто-то является частично Богом. Писание устанавливает абсолютное различие между Богом-Творцом и всеми остальными. Как нельзя быть немного беременной, так нельзя быть немного божественной.2 Или ты Бог (божественный), или нет.

Библия однозначно учит, что существует только один Бог.

Божественность Отца, Сына и Святого Духа

Наряду с Отцом, Писание неоднократно учит, что Сын и Святой Дух божественны, называя обоих «Богом». И, как мы видели ранее, Библия исключает мнение о том, что кто-либо является частично Богом или частично Божественным.

В Деяниях 5, после того как Анания ложно заявил, что он отдал все доходы от продажи своей земли, Петр ответил ему: «Анания, как мог сатана так овладеть тобою, что ты солгал Святому Духу… ты не людям солгал, а Богу» (стихи 3, 4 ИПБ). Лгать Святому Духу означало лгать Богу, поэтому Святой Дух назывался Богом.

Позже Павел цитирует послание, данное Богом Исаии (Ис. 6:8-10), как данное Святым Духом, говоря: «Хорошо изрек Дух Святой отцам вашим через пророка Исайю» (Деян. 28:25). Аналогично, Евреям 3:7 цитирует слова, сказанные Богом в Псалме 95:7-11, говоря: «Дух Святой о том и взывает» (ИПБ).

Кроме того, хотя только Бог вечен, всезнающ и присутствует везде, Писание называет Святого Духа вечным (Евр. 9:14), всезнающим (1 Кор. 2:10, 11) и присутствующим везде (Ин. 14:16). Эти и другие тексты определяют Святого Духа как Бога.

Писание также называет Сына Богом. «В начале всего было Слово, и Слово было с Богом, и Само Оно было Бог. Слово от начала уже было с Богом. Через Него всё обрело своё бытие, и без Него ничто из существующего не появилось» (Иоанна 1:1-3, ИПБ). Заметьте, Иоанн пишет: «Слово было Бог», а позже Иоанн идентифицирует Слово как Христа (Иоанна 1:14). Этот отрывок ещё больше подчеркивает, что Христос вечен — Он был «с Богом» «в начале» и сам не появился на свет, потому что «Через Него всё обрело своё бытие, и без Него ничто из существующего не появилось» (см. также Кол. 1:16, 17; Откр. 22:13).

Позже Иисус заявляет: «Прежде нежели был Авраам, Я ЕСМЬ» (Иоанна 8:58), отождествляя Себя с великим «Я ЕСМЬ», говорившим с Моисеем из горящего куста (Исх. 3:14; ср. Откр. 22:13). Кроме того, Иисус учил: «Я и Отец Мой — одно» (Иоанна 10:30) и «Видевший Меня видел Отца» (Иоанна 14:9; ср. Иоанна 5:18).

Подобным образом Фома называет Иисуса «Господь мой и Бог мой!» (Иоанна 20:28). (Иоанна 20:28). И хотя Писание строго запрещает поклоняться кому-либо, кроме Бога (Исх. 34:14; см. также Втор. 4:39; 5:7-9; Мф. 4:10; Лк. 4:8; Отк. 19:10), люди поклонялись Иисусу, и Иисус не упрекал их (Ин. 9:38; ср. Мф. 2:11; 14:33; 28:9, 17; Лк. 24:52; Евр. 1:6; Отк. 5:8-14). Действительно, Сам Отец даже повелевает ангелам поклоняться Христу! (Евр. 1:6).

Писание также учит, что «только в Нем воплощена вся полнота Божества» (Кол. 2:9), и называет Христа «Сын Этот – сияние славы Бога и печать естества Его», Который «держит всё Своим могущественным словом» (Евр. 1:3, ИПБ). Но только Тот, Кто есть Бог, может быть «сиянием» Божьей «славы и точным отображением Его природы» (ср. Ис. 42:8; Ин. 5:23). Соответственно, далее в Евреям Отец Сам называет Христа Богом: «Сыну же Он [Отец] говорит: «Престол Твой, Боже, во веки веков»» (Евр. 1:8). Эти и другие тексты свидетельствуют о полной божественности Сына и Святого Духа.

Не случайно Иисус велел Своим последователям крестить «во имя [единственное] Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19; см. также Мф. 3:16, 17; 1 Кор. 12:4-6; 2 Кор. 13:14; Еф. 4:4-6; Ис. 63:7-14)3.

Отдельные личности Отца, Сына и Святого Духа

Личность Отца и Сына обычно не подвергается сомнению, но некоторые задаются вопросом, является ли Святой Дух личностью.

Во-первых, мы должны понимать, что «личность» в данном контексте не означает человеческую личность или кого-то, ограниченного физическим телом, как люди. Напротив, «личность» означает того, кто обладает личностными характеристиками, такими как самосознание, разум и воля.

Писание неоднократно приписывает Святому Духу личностные характеристики и действия. Святой Дух:

■ может огорчаться (Еф. 4:30),

■ знает Божьи помыслы(1 Кор. 2:11),

■ и распределяет дары среди людей по Своей воле (1 Кор. 12:11).

Простая сила или энергия не может быть огорчена (для этого требуется самосознание), не может знать Божьи помыслы (для этого требуется разум) и не может желать давать духовные дары (для этого требуется воля).

Святой Дух также учит (Лк. 12:12), ходатайствует (Рим. 8:26), свидетельствует (Ин. 15:26), вразумляет (Деян. 5:3, 4), говорит (Деян. 8:29), наставляет (Неем. 9:30), ведет и направляет (Пс. 143:10; Деян. 8:29), призывает и посылает на служение (Деян. 13:2-4), запрещает или разрешает (Деян. 16:6, 7). Эти и другие отрывки приписывают Святому Духу ярко выраженные личностные характеристики и действия4

Кроме того, Писание неоднократно отличает Святого Духа от Отца и Сына, так что Святой Дух не может быть частью или одной и той же личностью с Отцом или Сыном. Например, Иисус сказал: «Помощник же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему» (Иоанна 14:26). Позже Иисус учил: «Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоанна 15:26). Поскольку Святой Дух посылается Отцом во имя Иисуса (Иоанна 14:26) и посылается Иисусом от Отца (Иоанна 15:26), Святой Дух не может быть ни Отцом, ни Сыном (или их частью), но должен быть отличным от Отца и Сына (см. также Матфея 12:32; Луки 3:21, 22; Иоанна 14:16)5.

Эти и многие другие библейские тексты определяют Отца, Сына и Святого Духа как отдельные личности.

Основная доктрина Троицы является библейской

Принимая во внимание эти три пункта, мы видим, что Писание учит, что существует только один Бог, и что Отец, Сын и Дух полностью божественны (каждый из них называется Богом) и являются отдельными личностями. Другими словами, Писание учит основной доктрине Троицы: Существует только один Бог, и Бог — это три различные (полностью) божественные личности.

Но, возможно, кто-то спросит, как Бог может быть одним и тремя? В моей следующей статье «Ученичество разума» мы рассмотрим этот вопрос и огромную важность Троицы для нашей веры и практики.

А пока обратите внимание на то, что даже если моя бабушка предлагала мне больше, чем я мог ухватить в руке, истина о Боге всегда больше, чем мы полностью постигаем. Это должно напоминать нам о необходимости быть смиренными и усердно изучать и держаться того, что Бог открыл о Себе в Писании, «приводя всякое помышление в плен в послушание Христу» (2 Кор. 10:5), что и является задачей ученичества ума.

1 Хотя существуют различные понимания некоторых аспектов Троицы, данная статья посвящена только этой основной доктрине Троицы. См. далее: John C. Peckham, God With Us: An Introduction to Adventist Theology (Berrien Springs, Mich.: Andrews University Press, 2023), chaps. 4-6.

2 Я оставляю слово «божественный» для Личностей, обладающих атрибутами, которые есть только у Бога.

3 Слово «имя» в единственном числе здесь «указывает на то, что они [Отец, Сын и Дух] в некотором смысле едины» (Leon Morris, The Gospel According to Matthew [Grand Rapids: Eerdmans, 1992], p. 748).

4 Эллен Г. Уайт комментирует: «Святой Дух — это личность… . . Святой Дух является личностью, иначе Он не мог бы свидетельствовать нашему духу и вместе с нашим духом, что мы — дети Божьи. Он также должен быть божественной личностью, иначе Он не смог бы раскрыть тайны, скрытые в разуме Бога» (Evangelism [Washington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 1946], pp. 616, 617).

5 Эллен Г. Уайт пишет: Святой Дух «олицетворяет Христа, но при этом является отдельной личностью» (рукопись 93, 1893 г., в Manuscript Releases [Silver Spring, Md.: Ellen G. White Estate, 1993], vol. 20, p. 324).

Джон Пекхэм — помощник редактора журнала Adventist Review и профессор-исследователь богословия и христианской философии в Университете Эндрюса.

По материалам Adventist Review

Exit mobile version