Дети Ивана

В «Братьях Карамазовых», величайшем романе Федора Достоевского (1821-1881), Иван Карамазов, символизирующий скептицизм в отношении благости Божьей, бросает вызов своему брату Алоизу, монаху, символизирующему более традиционную веру. Иван начинает с перечисления трагических историй, все из которых связаны с детьми (согласно эпической биографии Иосифа Франка «Достоевский: Писатель в своё время», многие из этих историй были правдой), в том числе о помещике, который, раздев догола восьмилетнего крепостного мальчика, натравил на него своих охотничьих собак, пока мать ребёнка в ужасе наблюдала за происходящим. Тогда Иван бросил вызов брату, желая узнать, как, в конце концов, можно оправдать эти (и другие) происшествия, даже в конце века, когда будет восстановлена божественная гармония, когда будут решены все невыносимые вопросы и когда все пути Божьи будут навсегда оправданы перед людьми и ангелами.

«Я хочу своими глазами увидеть, — гремел Иван, — как олень ляжет со львом, а жертва поднимется и обнимет своего убийцу. Я хочу быть там, когда все вдруг поймут, для чего все это было сделано. . . . Но есть ещё дети, и что мне с ними делать?  На этот вопрос я не могу ответить. Я в сотый раз повторяю, что вопросов много, но я взял только детей, потому что в их случае то, что я имею в виду, так безоговорочно ясно. Послушайте! Если все должны страдать, чтобы заплатить за вечную гармонию, то при чем здесь дети, скажите мне, пожалуйста?»[ii].

Необходимая свобода

Вопреки всеобщему ажиотажу, существуют веские аргументы не только в пользу существования Бога, но и в пользу самого христианства. Однако какими бы хорошими ни были аргументы, какими бы логичными, рациональными и убедительными они ни были, все равно ни по отдельности, ни в совокупности они не дают ответа на вопрос Ивана: «Дети… что мне с ними делать?». Это неизбежно самый логичный и разумный вопрос, когда вера в любящего Бога существует в мире, где охотничьих собак натравливают на 8-летних детей.

«Если Бог абсолютно любящий, — писал шотландский философ Джон Хик, — он должен желать уничтожить зло; и если он всемогущ, он должен быть в состоянии уничтожить зло.  Но зло существует; следовательно, Бог не может быть одновременно всемогущим и совершенно любящим»[iii], если только не понимать, что всемогущество не означает логически невозможного.

Может ли всемогущий Бог создать треугольник с четырьмя сторонами? Нет, потому что в тот момент, когда у него есть четыре стороны, это уже не треугольник. Может ли всемогущий Бог сделать так, чтобы 6+12= -54? Нет, потому что в тот момент, когда это -54, это уже не 6+12. Может ли всемогущество создать идеальный круг с четырьмя прямыми углами? Нет, потому что в тот момент, когда у него появляется четыре прямых угла, это уже не круг.

Наконец, может ли всемогущество, может ли наш всемогущий Бог, Яхве — Тот, «Кто сотворил небо и землю, море и источники вод» (Откр. 14:7), — может ли Он создать любовь, которая является вынужденной? Нет, потому что в тот момент, когда она становится принудительной, это уже не любовь. Любовь, чтобы быть любовью, должна свободно отдаваться, иначе это не больше любовь, чем фигура с четырьмя сторонами — треугольник. Любовь, по определению, должна быть свободно выражена. Любовь без свободы так же невозможна, как куб без ширины, высоты или ширины.

Логический поток

Итак, у Бога не было выбора: если Он хотел иметь существ, которые могли бы любить Его или любить других, Он должен был сделать их свободными. Но для чего вообще нужно было наше присутствие в космосе? Какое логическое противоречие создало бы наше небытие? Никакого.  Вселенная, по сути, прекрасно обходилась без нас, спасибо.

Что приводит к следующей проблеме. Если Бог всезнающ, Он должен был знать, что в мире, который Ему не пришлось создавать, возникнут зло и страдания. И все же, зная, что произойдёт (см. 2 Тимофею 1:9; Откровение 13:8; Титу 1:2), Он все равно создал его и нас.  

Однако, как любящий Бог (Римлянам 8:35, 37-39; Ефесянам 3:18,19; Псалом 5:11-12; 36:5-7; 1 Иоанна 3:1; 4:8), Господь должен был знать, что, хотя Он создал нас, и что люди испортят это, Он все равно, в конечном итоге, все исправит. То есть, в конце концов, Его любовь, доброта и справедливость восторжествуют.

Однако эти рассуждения приводят к самому неприятному вопросу: если все пути Божьи будут оправданы в конце века, если Его доброта и любовь откроются всем разумным существам творения, то как Бог может оправдать то, что он творит это здесь, в грязи, в человеческой крови, поте и слезах, в детях, пока Ему поклоняются и восхищаются серафимы и херувимы и все остальные, кто мирно парит вокруг Его космического трона? Какими бы ни были универсальные моральные проблемы, которые предстоит разрешить в великой борьбе между добром и злом, между Христом и сатаной; как бы эффективно и навсегда обещанные ответы ни стирали все сомнения, сглаживали все абсурды и утирали все слезы — вопрос остаётся открытым: Почему всемогущий, всеведущий Бог должен быть в безопасности на небесах, а мы, жалкие создания, беспомощно ползаем на животе здесь, пока Он разрешает великую борьбу к Своей чести и славе?

Никогда чужой

Хотя русский писатель XIX века Федор Достоевский, верующий в Бога, задал этот сложный вопрос, немец в XIX веке Фридрих Ницше, атеист, помог ответить на него. «В конечном счёте, — писал Ницше, — человек переживает только самого себя»[iv].

Подумайте об этом. За 6 000 лет человеческих страданий «человек переживает только себя». То есть ни один человек никогда не страдал больше, чем может страдать отдельный человек. Мы знаем только свою собственную боль, только своё собственное страдание, никогда чужое. Мы проливаем только свои собственные слезы и истекаем только своей собственной кровью, никогда ничьей другой. Мы не можем подключиться к чужим нервам и почувствовать укол их боли, спазм их горя. Когда мы оплакиваем чужую трагедию, это всегда и только наши собственные слезы, наша собственная печаль — никогда чужая.

Мы говорим о сумме человеческих страданий. Однако человеческие страдания никогда не суммируются и не исчисляются. Оно всегда и только переживается индивидуально, лично. Три тысячи погибших 11 сентября, 6 000 000 во время Холокоста, 230 000 во время цунами в Таиланде — цифры ошеломляют нас, да, но ни одна из этих жертв никогда не страдала больше, чем может страдать один человек.

Молясь за свой народ, Соломон сказал: «все мольбы и молитвы каждого человека из народа Твоего Израиля, в скорби и страдании простирающего руки на месте этом» (2 Пар. 6:29; ИПБ).  Еврейское слово «горе» происходит от «махов», что означает боль, страдание, обиду. Каждый человек во всей истории человечества знал только свой собственный махов, свою собственную боль, обиду, страдание, и никогда не знал ничего большего.

Исключение

За одним исключением: Иисус на кресте. Описывая смерть Христа за нас, Исайя пишет: «Он понёс наши недуги, нашу боль он принял на себя» (Ис. 53:4 ИПБ). Чьи скорби? Чью боль? Наши, как и у всего мира, как и у каждого человека, который когда-либо жил, — их скорби и печали. (См. 1-е Иоанна 2:2; Евреям 2:9). Еврейское слово, переведённое как «скорби» в Исаии 53:4, является множественным числом слова «махов» во 2 Паралипоменон 6:29. Но вместо третьего лица единственного числа («свои маховы») в Исаии 53:4 используется первое лицо множественного числа: Он «понёс наши маховы».  Наш. Как и во всем мире. Скорбь, боль, махов, которые мы знаем только лично, только индивидуально, Иисус пережил на кресте в совокупности. Он, Иисус, понёс наши скорби, наши печали. Он столкнулся с чем-то худшим, чем любой из нас по отдельности когда-либо сталкивался или когда-либо столкнётся.

Рассказывая об Иисусе на кресте, Эллен Уайт сказала: «Человеческая природа может выдержать лишь ограниченное количество испытаний. Конечное может выдержать только конечную меру, и человеческая природа сдаётся; но природа Христа обладала большей способностью к страданиям; ибо человеческое существовало в Божественной природе и создало способность к страданиям, чтобы вынести то, что стало результатом грехов потерянного мира»[v].     

Итак, далеко не «всемогущий, всеведущий Бог [находится] в безопасности на небесах, пока мы, жалкие создания, беспомощно ползаем здесь на животе», наш всемогущий, всеведущий Бог, Иисус, пришёл в этот мир и пострадал за грех хуже, чем когда-либо мог пострадать любой из Его падших созданий. Свобода, необходимая для любви, была настолько священной, что вместо того, чтобы создавать существ, которые не могли бы любить, Бог все равно создал нас, зная «еще до начала времён» (2 Тим. 1:9 ИПБ), что эта свобода приведёт Его на крест, где Он будет страдать, страдать всем миром, страдать махом, как каждый из нас страдает только индивидуально.

Конечно, это не отвечает на вопрос Ивана: «Дети… что мне с ними делать?» Ничто не отвечает на него. И не должно. Что — нам нужны веские логические причины для того, чтобы восьмилетнего ребёнка разорвали на части охотничьи собаки? Логически объяснить это означало бы лишь оправдать его, а зло не может и не должно быть оправдано.

Вместо этого мы смотрим на распятого Христа, на Творца космоса на кресте, который показывает, что ради любви, истинной любви, наш Бог на небесах сошёл на эту землю и перенёс больше, чем любой из нас, включая детей Ивана, когда-либо перенесёт».

[i] Joseph Frank, Dostoyevsky: A Writer for His Time (Princeton University Press, 2010)

[ii] Федор Достоевский, «Братья Карамазовы» (Oxford, England: Oxford University Press, 1985), p. 274.

[iii] John Hick, Philosophy of Religion, 3rd ed., (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1983), p. 40.

[iv] Friedrich Nietzsche, Thus Spake Zarathustra (New York; Penguin Books, 1969), p. 173.

[v] Ellen G. White, Bible Commentary, vol. 5 (Washington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 1956), p. 1103.

Клиффорд Голдштейн — редактор пособия по изучению Библии для взрослых. Его последняя книга — «Воскресший: Поиск надежды в пустом гробу».

По материалам Adventist Review

Exit mobile version