Личность и Божественность Святого Духа

Библейское понимание личности и природы Святого Духа

Святой Дух занимает центральное место в Божьей миссии. Соответственно, нам необходимо библейское понимание личности и природы Святого Духа. В этом библейском исследовании рассматриваются следующие ключевые вопросы: Является ли Святой Дух личностью или просто силой или властью Бога? Отличается ли Святой Дух от Отца и Сына (Христа)? Действительно ли Святой Дух божественен?

Чтобы ответить на первый вопрос, мы должны понять, что слово «личность» в данном контексте не означает человеческую личность или личность, ограниченную физическим телом, как люди. Вместо этого мы просто имеем в виду того, кто обладает личностными характеристиками, присущими только людям, такими как самосознание, разум и воля.

1. Перечислите личные качества, приписываемые Святому Духу в следующих текстах:

«И не печальте Святого Духа Божьего, печатью Которого вы отмечены в преддверии дня искупления» (Еф. 4:30 ИПБ).

«Так и мыслей Божиих не знает никто, кроме Божия Духа» (1 Кор. 2:11 ИПБ).

«Но все это совершает один и тот же Дух, дающий разным людям разные дары по своему усмотрению» (1 Кор. 12:11 РБО).

Святой Дух:

может знать… мысли Божьии.

распределяет дары между людьми по Своему усмотрению.

В этих и других библейских текстах Святой Дух описывается с личными характеристиками. Простая сила или власть не может быть огорчена (для этого требуется самосознание), не может знать Божьи тайны (для этого требуется разум) и не может желать наделять людей духовными дарами (для этого требуется воля).

2. Какие еще личные качества Святого Духа встречаются в следующих текстах?

«ибо в тот час научит вас Дух Святой тому, что вам нужно сказать» (Луки 12:12 ИПБ).

«мы даже не знаем, о чем и как нам молиться. Но Сам Дух просит за нас в воздыханиях неизреченных» (Рим. 8:26 ИПБ).

Только человек может скорбеть (Еф. 4:30), знать (1 Кор. 2:11), принимать решения (1 Кор. 12:11), учить (Лк. 12:12), ходатайствовать (Рим. 8:26), свидетельствовать (Иоан. 15:26), испытывать ложь (Деян. 5:3, 4, 9), говорить (Деян. 8:29), наставлять (Неем. 9:30), вести и направлять (Пс. 143:10; Деян. 8:29), призывать к служению и посылать (Деян. 13:2-4), запрещать или разрешать (Деян. 16:6, 7) и так далее.

Здесь и в других местах Писание идентифицирует Святого Духа как личность, говоря о том, что Святой Дух обладает свойствами, присущими только личности1.

3. Как следующие тексты выделяют Святого Духа, Сына и Отца как отдельных личностей?

«Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, всему научит вас и напомнит всё, что говорил вам» (Иоанна 14:26 ИПБ).

Святой Дух (Помощник) посылается Отцом во имя Иисуса.

«Но когда придет к вам Утешитель, исходящий от Отца Дух истины, Которого Я к вам пошлю, когда буду у Отца, Он будет свидетельствовать обо Мне» (Иоанна 15:26 ИПБ).

Святой Дух (Помощник) посылается от Отца.

Будучи послан Отцом во имя Иисуса (Иоанна 14:26) и послан Иисусом от Отца (Иоанна 15:26), Святой Дух не может быть ни Отцом, ни Сыном, но отличен от Отца и Сына.

Писание свидетельствует, что Святой Дух не является той же личностью, что и Сын (Христос) или Отец (или частью одного или обоих). Святой Дух — это самостоятельная личность (см. также Мф. 12:32; Лк. 3:21, 22; Ин. 14:16).

Далее мы увидим, что Писание отождествляет Святого Духа как божественную личность вместе с Отцом и Сыном, во имя которых крестятся верующие (Матф. 28:19).

4. В Исаии 6:8-10 Бог провозглашает конкретное послание Исаии. В Деяниях 28 Павел цитирует это послание. Но кто, по его словам, произнес это послание? Прочитайте приведенный ниже текст и заполните пропуски.

«Хорошо изрек Дух Святой отцам вашим через пророка Исайю» (Деяния 28:25).

Согласно Библии, слова, сказанные Богом в Исаии 6:8-10, были произнесены Духом Святым. Аналогичным образом, Евреям 3:7 цитирует слова, сказанные Богом в Псалме 95:7-11, говоря «как говорит Дух Святой». В этих и других текстах Святой Дух назван Богом.

5. Кому солгал Анания, когда решил оставить себе часть выручки от продажи земли, притворившись, что отдал всю выручку? Прочитайте приведенный ниже текст и заполните пропуски.

«Петр же сказал: «Анания, как мог сатана так овладеть тобою, что ты солгал Святому Духу и утаил часть денег за проданное поле?

4 Не твое ли оно было, пока оставалось непроданным? И после его продажи не в твоей ли власти было всё, полученное за него? Как могло такое прийти тебе на ум? Ведь ты не людям солгал, а Богу» (Деяния 5:3, 4 ИПБ).

Когда Анания лгал Святому Духу, он лгал не людям, а Богу.

Ложь Святому Духу, таким образом, была ложью Богу. Поэтому Писание называет Святого Духа Богом (см. также Мф. 28:19). Только Бог вечен, всезнающ (всеведущ) и присутствует везде (вездесущ), однако Святой Дух упоминается как вечный (Евр. 9:14), всезнающий (1 Кор. 2:10, 11) и присутствующий везде (Ин. 14:16), а значит, должен быть Божественным.

Таким образом, согласно Писанию, Святой Дух — это личность (обладающая личностными качествами), Святой Дух отличен от Отца и Сына, и Святой Дух божественен — одна из трех со-вечных личностей Божества (Троицы)2.

1 Эллен Г. Уайт комментирует: «Святой Дух — это личность… . . Святой Дух — личность, иначе Он не мог бы свидетельствовать нашим духам и вместе с нашими духами, что мы — дети Божьи. Он также должен быть Божественной личностью, иначе Он не смог бы открыть тайны, скрытые в разуме Бога» (Evangelism [Washington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 1946], pp. 616, 617). В другом месте она добавляет: «Святой Дух — это Утешитель, во имя Христа. Он олицетворяет Христа, но при этом является отдельной личностью» (рукопись 93, 1893 г., в Manuscript Releases [Silver Spring, Md.: Ellen G. White Estate, 1993], vol. 20, p. 324).

2 Подробнее о Святом Духе см. в John C. Peckham, God With Us: An Introduction to Adventist Theology (Berrien Springs, Mich.: Andrews University Press, 2023), chap. 5.

Джон Пекхэм — помощник редактора журнала «Адвентистский мир» и профессор-исследователь богословия и христианской философии в Университете Эндрюса.

По материалам Adventist World

Exit mobile version