Петр указывает на единство этого послания и предыдущего и на соответствие его представлений пророческим и апостольским учениям. Он последовательно стремится к своей цели: побудить своих читателей развивать в себе христианское мышление (ваш чистый смысл). Сердце его наполняется нежностью, когда он, оставляя тему лжеучителей, обращается к своей пастве, называя их «возлюбленными».
Фраза второе послание может относиться к 1 посланию Петра. или к главам 2Пет. 1 и 2 (если они написаны порознь) или к более раннему, утерянному письму. С точки зрения общего контекста, эти стихи можно отнести к 1 посланию Петра. Возбуждая: в оригинале встречается то же слово, что и в 1Петр.1:13. Чистый смысл: здесь противопоставление идеям, описанным в гл. 2. Это выражение несет в себе нравственный оттенок («чистый»), а также «незараженный предрассудками». Петр подчеркивает единство ветхозаветных и апостольских Писаний в 1:19-21 и 1 Пет. 1:10— 12. Заповедь, вероятно, обозначает учение Иисуса в целом, которое взяли на вооружение апостолы (Ин.14:26). Господа и Спасителя: высший авторитет для пророков и апостолов. Апостолами вашими: это относится к тем, кому они приносят свою весть. Более вероятно, однако, что здесь подчеркивается их правомочность, а не их функции: «те, кому вы доверяете, кто научил вас истинной вере», в противовес лжеучителям.
Петр знает, как быстро среди верующих может распространиться уныние, поэтому он предостерегает своих читателей от тех, кто убеждает их, что кажущееся бездействие Бога может означать, что Он не собирается действовать вообще. В Иуд. 18 это предостережение высказывается самими апостолами.
Прежде всего знайте: практически дословное повторение фразы из 1:20. Наглые ругатели — это выражение в сочетании с их «злыми помыслами» («похотями») позволяет полагать, что оно относится к лжеучителям из гл. 2, воспоминания о которых еще свежи в памяти. Потворствующие своим похотям всегда пытаются осмеять любые стремления к благородной жизни. Отцы. Возможно, это относится к руководителям раннехристианской церкви, таким, как Стефан, Иаков, сын Заведеев, и др., или к первому поколению христиан, которые умерли между 30 и 60 гг. Павел пишет о той же проблеме в 1Фес.4:13-18, что служит аргументом не в пользу более поздней даты написания Послания. Однако упоминание потопа в ст. 5-7 показывает, что здесь скорее речь идет о ветхозаветных патриархах.
В действительности же, доводы «наглых ругателей» в ст. 4 ложные. Они намеренно забывают о том, что Бог вмешивался Своим судом во время потопа. Сегодняшнее стабильное состояние природы не является свидетельством, что так было всегда, «от начала творения». Бог снова может исполнить Свое обетование в надлежащее время.
Словом Божиим (1:3; Пс. 32:4; Ин. 1:3; Евр. 11:3). Из воды и водою: вода — один из главных элементов, из которых Бог образовал Землю (Быт. 1:2) и который входит в ее состав и поныне. Водою: очевидно это относится к потопу (Быт. 6 — 9). Нынешние небеса и земля противопоставляются новому небу и новой земле (Отк.21:1). Сберегаются — Бог непременно ведет все к завершению, Он все контролирует…
Обетования Божьи о последующем вмешательстве Бога в историю непреложны, и Он придет в установленное Им Самим время, во-первых, потому, что время находится в Его распоряжении, и, во-вторых, Он предоставляет его людям, ожидая их покаяния.
Не должно быть сокрыто: это противопоставляется забывчивости лжеучителей в ст. 5,6. У Господа…: цитата из Пс.89:5, которая указывает на то, что Бог вне времени, а потому не спешит свершить задуманное Им (Авв.2:3). Этот стих приводится иногда как аргумент универсальности, хотя на самом деле он свидетельствует об обратном. Он показывает, что после Второго пришествия, которое откроет суд Божий, уже не будет больше возможности для покаяния.
Говоря о Втором пришествии Христа, Петр указывает на его внезапность, затем комментирует все последствия для физического мира, насколько можно их предвидеть, и говорит о роли Пришествия в жизни каждого верующего. Поскольку новое небо и новая земля станут местом обитания праведных, мы должны здесь и сейчас, на этой земле, готовиться к Пришествию.
Как тать: эта фраза вызывает ассоциации с изречением Иисуса в Мф.24:42-43. Небеса… прейдут: об этом тоже говорит Иисус (Мк.13:31). Слово стихии может в равной мере быть отнесено к материи, из которой составлен этот мир или другие небесные тела. Все дела: это может описывать материальные вещи или нравственные ценности — в зависимости от того, как трактуется глагол-сказуемое. Сгорят: более правильное прочтение — «обнажатся» (букв, «обнаружатся»), и тогда фраза «все дела» означает дела человеческие. И Иисус (напр.: Лк.12:35-40), Павел (Рим.13:11-14; 1Фес.5:3-11) и Петр (1Пет.1:13; 4:7–11) — все говорят о последнем суде, как о побудительном мотиве к благочестивой жизни. Ожидающим и желающим: фраза подчеркивает важность человеческой деятельности в евангелизации и др. (Деян.3:19-21; 17:30-31), пока Бог долготерпит. Примеры Его обетования приводятся в Ис.65:17-25 и 66:22-23.
Здесь Петр снова возвращается к теме святости в ожидании пришествия Христа и благодарности за Его долготерпение. Эти темы рассматривает в своих посланиях Павел, и обращение к ним служит предостережением о том, что некоторые люди (речь может идти о лжеучителях из гл. 2) неправильно трактуют его слова.
Потщитесь: старайтесь изо всех сил. Это возвращает нас к совету в 1:10. Неоскверненными и непорочными, в отличие от лжеучителей, о которых говорится в 2:13 (Иуд.24). В мире: речь идет о состоянии сердца и ума в отношениях с Богом. Почитайте: мы должны помнить, что Бог долготерпит, поскольку хочет, чтобы верующие в Него работали над своим спасением (Флп.2:12-13). Как и … написал: вероятно, речь идет о Втором пришествии. Однако не исключено, что здесь упор делается на то, что Бог задерживает пришествие Христа вследствие Своего долготерпения, а не равнодушия. По данной ему премудрости: т. е. по мудрости, дарованной ему свыше. Здесь напоминание о сверхъестественном происхождении посланий Павла (1Кор.2:13; 3:10). Во всех посланиях. Это означает не то, что все послания Павла уже были завершены, а то, что они начали распространяться в христианских сообществах. Неудобовразумительные: скорее всего, трудные для понимания или допускающие неверное истолкование. Павел переживал, что его неправильно трактуют те, кто учит, что христианам не нужно соблюдать закон (Рим.3:8). Поскольку так поступают невежды и неутвержденные, для христиан чрезвычайно важно возрастать в познании и обретении твердого основания, на котором должна строиться христианская жизнь (1:3–11). Прочие Писания: это может указывать на то, что послания Павла были либо включены, либо исключены из Священного Писания. Учение Петра (1Пет.1:10—12; 2Пет.1:19-21; 3:2) свидетельствует о том, что послания Павла вполне отвечают библейским канонам (апостольский авторитет автора и водительство Духа в процессе написания посланий, 1Кор.2:13; 4:17; 2Кор.13:3-10; 1Фес.2:13).
Завершая послание, Петр вновь обращается к великой теме, с которой он начал (1:3— 11). Он призывает своих читателей не увлекаться заблуждением законников, которые пытаются совратить их с пути истинного, а стремиться к духовному возрастанию. Это можно совершить только через Христа, потому только Ему должна принадлежать вся слава ныне и в вечности после Его Второго пришествия. Да будет так!
Будучи предварены: т. е. вы уже знаете. Возможно, этот совет был дан до появления лжеучителей (будущее время в 2:1), но более вероятно, что Петр предупреждал своих читателей о самом учении, пока оно не достигло их. Соблюдение морального кодекса христианами было, конечно, жизненно важной проблемой в период написания посланий к Римлянам. и 1 Коринфянам. Утверждения: слово того же корня, что и в 1Пет.5:10 (Лк.22:32). В благодати и познании: это дары свыше, которые способствуют укреплению нравственного здоровья и развитию ума. Это послание показывает, что христиане должны стремиться к такой целостности. Иисус Христос может укрепить Своих последователей на этом пути, поскольку Он одновременно и Господь, и Спаситель. В день вечный: букв, «в день века сего», когда Христос придет, чтобы объявить о вечности. Аминь, это, вероятно, более позднее дополнение. «Да будет так» — это естественный ответ верующего после прочтения данного послания.
Пастор Стаанислав Сабанский по материалам библейского комментария