В Откр. 7:2-5, 8 и Откр. 9:4 упоминается Божья печать на челах людей. Первый отрывок принадлежит к разделу о семи печатях, второй — о семи трубах. Об одном ли событии говорят эти два отрывка, или они относятся к разным процессам запечатления? Этот вопрос довольно важен для прямого толкования этого текста. Ответ на этот вопрос может также повлиять на решение, либо выбрать повторение печатей трубами, либо развитие повествования. В зависимости от этого решения результат в плане понимания исторических событий и событий последних дней может сильно отличаться.
Запечатление в Св. Писании и в книге Откровение
Термин «печать» (sphragis) в Священном Писании означает печать в буквальном смысле (например, Исх. 35:22, 3 Цар. 20:8) и метафорические печати (например, людей, Песн. 8:6, Агг. 2:23; 1 Кор. 9:2; печать праведности, Рим. 4:11; твердое основание Божье, 2 Тим. 2:9). В Книге Откровение упоминаются семь печатей, которыми запечатан свиток в руках Божьих.1 Дважды получают печать люди (Откр. 7:2; 9:4).
Глагол «запечатывать» (sphragizō) используется в отношении запечатывания объектов (например, Есф. 8:8; Иов 24:16; Ис. 29:11; Иер. 39:10; Дан. 12:4; Мф. 27:66), слов (Дан. 12:9; Откр 22:10), беззаконий (Иов 14:17), громов (Откр. 10:4); бездны (Откр. 20:3), но также и людей (например, Песн. 4:12; 2 Кор. 1:22; Еф. 1:13; 4:30), включая Иисуса (Ин. 6:27). В Книге Откровение у слуг Божьих печати на челах (Откр. 7:3), указывается 144,000 запечатленных (Откр. 7:4–5, 8).
Итак, в Книге Откровение люди разделены на две группы: (1) 144,000 слуг Божьих в Откр. 7:2–8, которые были запечатлены после снятия шестой печати, тогда как другие не были запечатлены, и (2) люди в Откр. 9:4, которые не получили Божьей печати и вследствие этого мучимы символической саранчой, появившейся после звуков пятой трубы.
По нашему мнению, снятие первой печати описывает события, начавшиеся в первом веке н.э.2 Последующие печати символизируют ход человеческой истории, вплоть до Второго пришествия Христа и Тысячелетнего царства после Парусии — и, вероятно, даже до Новой Земли.3 Трубы начали звучать примерно в то же время, когда снимались печати, и также прослеживают историю до окончательного установления царства Божьего. Грубо говоря, семь печатей и семь труб параллельны. Запечатление в Откр. 7 связано со временем непосредственно перед Парусией. Но может быть и иначе, запечатление и не запечатление людей при пятой трубе может предшествовать последним событиям человеческой истории. Таким образом, мы возвращаемся к вопросу о том, идентичны ли печати в Откр. 7:2-5, 8 и Откр. 9:4.
Сходства между запечатлением в Откр. 7:3 и печатью в Откр. 9:4
В этих двух текстах встречается несколько поразительных сходств. Среди них следующие:
- Вред. В обоих текстах используется глагол «вредить» (adikeō), хоть и разные его формы: legōn: mē adikēsēte («говоря: не делайте вреда», Откр. 7:3) kai errethē autais hina mē adikēsousin («сказано было ей, чтобы не делала вреда», Откр. 9:4).
- Три элемента природы. Оба текста упоминают «землю» и «деревья», хотя в Откр. 9:4 «земля» используется только в фразе «траве земной». Так, в одном случае упоминается земля, я в другом — трава (земная). mē adikēsēte tēn gēn mēte tēn thalassan mēte ta dendra («не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам», Откр. 7:3). ton horton tēn gēn oude pan chlōron oude pan dendron («траве земной, и ни какой зелени, и ни какому дереву», Откр 9:4)
- Лексика, связанная с печатями. Оба текста упоминают процесс запечатления и отсутствие божественной печати.
- Чело. В обоих случаях печать ставится на челах. И в том и в другом случае делается отсылка к Иез. 9:2-4.
На этих сходствах и основывается неисторический подход к Откровению среди большинства богословов Откровения. Суть его в том, что запечатление и отсутствие печати в Откр. 7 и 9 взаимосвязаны друг с другом.4
Различия
Внимательное изучение библейских текстов, содержащих сходные черты, показывает не только то, что в этих текстах было общего, но и отличительные черты каждого из них. Поэтому необходимо задать вопрос: в чем различие между Откр. 7:3 и Откр. 9:4? Несмотря на схожести, есть и несколько заметных различий. Среди них следующие:
- Действия Бога против действий демона. В Откр. 7:2 четырем ангелам приказано временно удерживаться от причинения вреда элементам природы, тогда как в Откр. 9:4 саранче приказано причинять вред определенным элементам природы.
- Масштаб. Эти элементы природы в какой-то мере различаются. В Откр. 7:3 упоминаются земля, море и деревья, тогда как в Откр. 9:4 говорится о траве земной, зелени и каких-либо деревьях. Эти описания могут указывать на то, что Откр. 7:3 имеет больший или вселенский масштаб. В нем говорится о творении в целом, не только о растительности.
- Поврежденные объекты против пострадавших людей. В Откр. 7:3 пострадать должны эти символические элементы природы. Тогда как в Откр. 9:4 пострадают те люди, которые не получили Божьей печати.
- Запечатление в будущем против не запечатления в прошлом. В Откр. 7:3 рабы Бога все равно должны получить печать, тогда как в Откр. 9:4 пострадают те люди, на челах которых нет печати Божьей. Очевидно, что они не получили эту печать в прошлом и поэтому не имеют ее, в то время как подразумевается, что есть другие люди, которые в прошлом уже получили такую печать.
- Фокус. Группа, которая должна получить печати в Откр. 7:3, положительная. Это «рабы Бога». Группа в Откр. 9:4 отрицательная. Это «люди», не имеющие печати Божьей. Таким образом, основная группа различается: те, кто с печатью, против тех, кто без печати.
- Используемые слова. В Откр. 7:3 выражение «положить печати» используется в отношении «рабов Бога нашего». В предыдущем стихе появляется существительное «печать». У ангела, сошедшего на востоке, была эта печать, и очевидно, что этот самый ангел принимал участие в процессе запечатления истинных верующих. В Откр. 9:4 используется только существительное «печать» в отношении людей (anthrōpos). Не говорится о том, что какой-либо ангел участвовал в каком-либо процессе запечатления.
- Контекст. Трубы действуют против земных жителей (Откр. 8:13) на протяжении всей христианской эры, в то время как печати, кажется, действуют напрямую с людьми Божьими. Поэтому, как покажут следующие пункты, акценты в этих текстах различаются. Земные жители, упоминаемые в связи с пятой трубой, не имеют печати Божией, в отличие от истинных верующих. Однако, поскольку земные жители в Книге Откровение не ограничиваются последним периодом человеческой истории (Откр. 6:10; 11:10; 13:8 и т.д.), их противники — народ Божий — так же не должны им ограничиваться. В отличие от них 144.000 имеющих печать Божью очевидно являются эсхатологической группой, переживших Второе пришествие Христа при жизни.5
- Защита деревьев. Можно возразить, что Откр. 9:4 относится к более поздней стадии, чем Откр. 7 — а точнее, к периоду, когда искупленные уже получили печать, тогда как в Откр. 7:3 они все еще ждут запечатления. Однако, похоже, что это не сработало. В обоих случаях сохраняются деревья. В Откр. 7:3 деревья сохраняются до тех пор, пока рабы Божьи не получат печать. Однако, в Откр. 9:4 деревья все равно полностью защищены. Если бы в Откр. 9:4 говорилось о более позднем периоде, то есть после запечатления, упоминаемого в Откр. 7:3, можно было бы ожидать, что деревья больше не под защитой.
- Временные рамки. Временные рамки Откр. 7:3 — это часть шестой печати. Откр. 9:4 — это часть пятой трубы. Откр. 7:3 говорит о событиях непосредственно перед Вторым пришествием, поскольку те, кто получает печать — это те, кто сможет устоять, когда Иисус вернется (Откр. 6:17). Это те 144.000, которые являются группой только последнего времени (Откр. 7 и 14). События в Откр. 9:4, как часть пятой трубы, происходят в период перед шестой трубой, и также, очевидно, перед снятием шестой печати. Период снятия шестой печати относится к периоду после сорока двух месяцев или 1 260 дней (Откр. 11:3-4). Конец этого периода в 1 260 пророческих дней приводит нас к 1798 г. н.э., когда двое свидетелей были воскрешены от смерти.6 Это событие приведет к разговорам среди человечества. Поэтому период пятой трубы должен завершиться до 1798 г., тогда как события в Откр. 7:3 более поздние и универсальные по своей природе.
- Два разных запечатления. Откр. 7:3 относится к эсхатологическому запечатлению рабов Божиих. Откр. 9:4 относится к тем, кто в исторические времена не приняли печати Божьей. Печать Божья дается тем, кто верит в Иисуса в библейском смысле на протяжении всей истории. Павел вновь и вновь говорит о таком запечатлении:
1) «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21-22).
2) «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1:13).
3) «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30).7
Результат
Сравнив сходства и различия между двумя упоминаниями печатей в Откровении, мы приходим к выводу, что различий между ними больше, чем сходства. Откр. 7:3 и 9:4 не относятся к одному и тому же периоду человеческой истории, и события в Откр. 9:4 не следуют хронологически за событиями в Откр. 7:3. Однако, эти два текста могут описывать одинаковые ситуации — а именно условия, когда существует угроза причинения вреда людям.
Однако, гонения, страдания и другие возможные отрицательные события не ограничиваются каким-либо конкретным периодом существования человечества, но в той или иной мере присутствуют на протяжении всей человеческой истории. Поэтому похоже, что эти два текста описывают разные ситуации. В Откр. 7:3 описывается защита детей Божьих через эсхатологический процесс запечатления, тогда как в Откр. 9:4 говорится о вреде тем, кто не принял решения в пользу Бога и Иисуса, и посему не получили божественной печати, которую все верующие получают при обращении.
Эккехардт Мюллер Заместитель директора Института Библейских Исследований
По материалам сайта Института библейских исследований ЕАД
1 Откр. 5:1-2, 5, 9; 6:1, 3, 5, 7, 9, 12; 8:1.
2 Обсуждение временных рамок видения о печатях см. в Ekkehardt Müller, Der Erste und der Letzte: Studien zum Buch der Offenbarung, Series: Adventistica: Forschungen zur Geschichte und Theologie der Siebenten-Tags Adventisten, vol. 11 (Frankfurt: Peter Lang, 2011), 143— 144.
3 Толкование шестой трубы и ее периода и седьмой главы, см. там же, 162-172.
4 См. например David E. Aune, Revelation 6–16, Word Biblical Commentary, 52B (Dallas, TX: Word, 1998), 528–529; G. K. Beale, The Book of Revelation: A Commentary on the Greek Text, New International Greek Testament Commentary (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1999), 495–496; Ian Boxall, The Revelation of Saint John, Black’s New Testament Commentary (London: Continuum, 2006), 143; Grant R. Osborne, Revelation, Baker Exegetical Commentary on the New Testament (Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2002), 366
5 См. Ekkehardt Mueller, «Who Are the 144,000 and the Great Multitude?,«in Interpreting Scripture: Bible Questions and Answers, Biblical Research Institute Studies, vol. 2, ed. Gerhard Pfandl, (Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, 2010) 433–437.
6 По поводу 1.260 дней см., например, Ekkehardt Mueller, «The End Time Remnant in Revelation,» Journal of the Adventist Theological Society, 11/1—2 (2000): 196— 198; Ekkehardt Mueller, «The Two Witnesses of Revelation 11,» Journal of the Adventist Theological Society, 13/2 (2002): 32–33, 37–38, 43; William H. Shea, Selected Studies on Prophetic Interpretation, Daniel & Revelation Committee Series, (Washington, DC: Review and Herald, 1982), 1: 56–93, 116–123.
7 Френсис Д. Николь, ред., Библейский комментарий АСД (Hagerstown, MD: Review and Herald, 2002), 6: 1029, комментируя печати, упоминаемые в Еф. 4:30, утверждает: «Принятие Духа Святого во время обращения — это подтверждение Богом того, что верующий принят, что одобрение Небес лежит на его выборе и опыте». По поводу Еф. 2:13 комментарий говорит: «Изменения в жизни верующего происходят в определенном порядке: сначала он слышит, затем верует и, наконец, запечатывается, получая своеобразную печать или штамп» (с. 1001).