Все четыре евангелия предваряют рассказ о служении Иисуса работой Иоанна Крестителя (см. Мк. 1:4; Лк. 3:2-3; Ин. 1:6-7). Говорится, что он крестил людей на обширной территории, включавшей в себя «пустыню Иудейскую» (Мф. 3:1), «всю окрестную страну Иорданскую» (Лк. 3:3) и «Вифавару при Иордане) (Ин. 1:28). Его обширное и растущее влияние, очевидно, вызывало беспокойство властей Иерусалима (Мф. 2:7; Ин. 1:19, 24). Согласно Иосифу Флавию, Иоанн привлекал столь большие толпы, что Ирод Антипа боялся его влияния на людей и в конечном итоге арестовал его (Иудейские древности 18.118). Евангелие от Матфея, подобно другим евангелиям, определяет начало служения Иисуса с момента его крещения Иоанном Крестителем.
Структура главы
Рассказ о проповеди Иоанна и крещение Иисуса в 3 главе Евангелия от Матфея можно разделить на три части: весть и работа Иоанна Крестителя (Мф. 3:1-6), осуждение фарисеев и саддукеев (Мф. 3:7-12) и крещение и личность Иисуса (Мф. 3:13-17).
Первая часть описывает пророческое служение Иоанна во исполнение 40 главы книги пророка Исаии, по примеру пророка Илии, повлиявшего на весь Израиль. В центральной части Иоанн выделяет два класса в израильском обществе, образно представленные как деревья, приносящие добрый плод (позже он называет их «пшеницей»), и деревья срубленные и брошенные в огонь — «солома», которой надлежит быть сожженной огнем неугасимым (Мф. 3:10, 12). Эти два упоминания об огне служат указанием на центральную мысль в его словах и подводкой к рассказу Иоанна об Идущем (Мф. 3:11). Третья часть служит переходом в повествовании Матфея от служения Иоанна к служению Иисуса и содержит тройное свидетельство того, кем был Иисус. Во-первых, Иоанн признает Иисуса как того, кто будет крестить более великим образом, чем он сам (Мф. 3:14). Затем личность Иисуса зрительно раскрывается, когда на Него нисходит Дух Святой в образе голубя. И в конце концов она раскрывается акустически, когда голос с небес называет Его «Сыном Моим возлюбленным» (Мф. 3:16-17). Не только Иоанн подготовил путь для Иисуса, но и сами Небеса.
Толкование главы
Стихи 1-6
- Стих Ис. 40:3 (цитируемый в Мф. 3:3) взят из главы, которая открывает вторую основную часть книги пророка Исаии. Главной темой той главы является восстановление Израиля, правление Господа и спасение. Нарушение завета Израилем привело к изгнанию (Иер. 31:31-32), поэтому «возвращение» остатка в свою землю также означает возвращение праведности завета народом Израиля (Ис. 10:21-22). Поскольку по большей степени этого еще не произошло, появляется Иоанн Креститель.
- Иоанн призывает к покаянию (Мф. 3:2) в свете заявления о скором Божьем пришествии и огненном суде (Мф. 3:7, 10-12; см. Ис. 40:10). Покаяние, в библейском смысле, значит больше, чем изменение в мышлении; это отказ от прегрешения и обращение (или возвращение) к Богу. Образ подготовки пути для грядущего Царя, выравнивания Его стезей иллюстрирует внутреннюю перемену, произошедшую под действием евангелия, которая также видима снаружи.
- Появление Иоанна подобно появлению Илии (Мф. 3:4), и Иисус позже назовет его «Илией, которому должно прийти» (Мф. 11:14; Мал. 4:5; см. Ин. 1:21; Лк. 1:17). Это связывает его подготовительную работу с работой Божьего Ангела, который «приготовит путь» пред Ним (Мал. 3:1).
- Крещение Иоанна схоже с ритуалом омовения, знакомого иудеям, в том, что оно представляло собой погружение в воду (обратите внимание на ритуальное значение слова baptizō в Мк. 7:4; Лк. 11:38).
o В одном только Иерусалиме археологами было обнаружено более 150 ритуальных купален, сооруженных по иудейским стандартам для полного погружения и датируемых первым веком.
o Погружение в источник текущей воды, подобный Иордану, многие иудеи считали наивысшей степенью очищения.
- Крещение Иоанна отличалось от ритуальных погружений еще несколькими важными аспектами:
o Это было единовременное погружение и не нуждалось в повторении.
o Его проводил не сам человек, а Иоанн, что объясняет его необычный титул «Креститель».
o Оно было связано с признанием греха и таким образом должно было отражать внутреннее, нравственное очищение от нечистоты, а не очищение от ритуальной нечистоты, необходимое для жертвоприношения в храме.
o Оно было прообразом христианского крещения «Духом Святым», которое будет отличать работу Того, кто придет после Иоанна.
- Крещение Иоанна помогает нам лучше понять христианское крещение:
o Христианское крещение также осуществляется через полное погружение — Иоанн крестил в Иордане, «потому что там было много воды» (Ин. 3:23). Иисус вошел в воду и вышел из воды (Мф. 3:16), показав пример Своим последователям.
o Будучи «похороненным» в воде и вновь выйдя из нее, христиане идентифицируют себя со Христом, приняв Его смерть вместо них, получив прощение своих грехов и выразив веру в Его воскрешение (Деян. 2:38; 1 Петр. 3:21).
o Христианское крещение очень важно в том смысле, что символизирует смерть верующего для греха и воскрешение для новой жизни в Духе Святом (Рим. 6:3-4).
Стихи 7-12
- Фарисеи и саддукеи были противниками и не соглашались по многим вопросам, но объединились против деятельности Иоанна, так же как позже они объединятся против Иисуса (Мф. 3:10:1, 6, 11-12).
- Греческое выражение («идущих креститься») неоднозначно (не как в Мф. 3:13) и не обязательно означает, что эти религиозные лидеры шли для того, чтобы принять крещение. С другой стороны, порицание Иоанна «кто внушил вам бежать…» позволяет предположить, что некоторые из них могли хотеть принять крещение, но без соответствующего изменения в сердце, которого требовало крещение (см. ЖВ 105).
- Иоанн называет фарисеев и саддукеев «порождением ехидны», что указывает на их отравляющее духовное влияние, подобным же образом Филон (комментируя Втор. 32:32-33) описывает опасность «испорченности» для души, сравнивая ее со смертельной опасностью ядовитых змей: «жалит душу, подобно аспиду или ехидне, нанося ядовитые раны, совершенно неизлечимые» (О пьянстве, с. 223). Подобно Иоанну Крестителю, Иисус называет фарисеев «порождениями ехидны» (Мф. 3:12:34; 23:33) и за их лестью видит «лукавство» их намерений (Мф. 22:18). Он также предупреждает Своих учеников распознавать и опасаться «закваски фарисеев и саддукеев» (Мф. 16:6).
- То, как Матфей расположил эту центральную и самую длинную из трех частей, подчеркивает предостережение Иоанна о том, что нельзя доверять физическим потомкам Авраама вместо того, чтобы давать добрые плоды. Иисус также будет делать упор на этой теме (Мф. 8:11-12). Израиль был склонен не обращать внимание на условие веры и послушания, на котором Бог дал Свое благословение Аврааму и Его потомкам (Быт. 26:3-5; Иер. 31:33-37; ЖВ 106). Постоянное использование множественного числа (порождения, дети, камни) указывает на надвигающийся суд над народом и его греховным руководством (Мф. 21:43).
- Как Иоанн, так и Иисус, используют библейскую метафору дерева как символ народа и плодов как символ дел (см. Пс. 1:3; Ис. 1:30; 61:3), чтобы показать грядущий суд (Мф. 3:10, 12; 7:19). «Ценность дерева определяется не породой, а плодами, которые оно приносит… Иоанн объявил иудеям, что их положение перед Богом должно определяться их помыслами и делами. Исповедание веры лишь на словах — бесполезно. Если жизнь людей не находится в гармонии с Законом Божьим, они не являются Его народом» (ЖВ, с. 107).
- «Секира при корне дерев лежит» (ст. 10) — это аллюзия на Божий суд над народами (Ис. 10:33-34; Иез. 31:2-18; Амос 2:9) и особенно над их лидерами — включая Израиль (Ис. 10:18-19; Иер. 11:16; Иез. 15:6). Согласно вести Иоанна, Иисус описывается как Тот, кто принесет это осуждение (см. Мф. 21:19).
- Работа Иоанна по крещению водой была лишь тенью более великой работы, которую будет выполнять Иисус как Мессия, и которая будет включать в себя дар Духа Святого Его последователям. Исходя из контекста, крещение огнем относится к окончательному уничтожению грешников, когда Бог «солому сожжет огнем неугасимым» (ст. 12; 13:40-42, 49-50 и т.д.) в «озере огненном» (Откр. 20:9, 14-15, см. Мал. 4:1; 2 Пет. 3:5-7) — вероятное будущее для, по меньшей мере, некоторых из слушателей Иоанна (ст. 7).
Стихи 13-17
- То, что Иисус прошел приблизительно 113 километров из Назарета в Галилею к Иордану, чтобы принять крещение от Иоанна (Мф. 3:13), показывает на осознанное знание Божьей воли о том, как и когда должна начаться Его мессианская деятельность (см. также Мф. 3:15).
- Еще до того, как был дан видимый знак о личности Иисуса, Иоанн видит отличие характера Иисуса и то, что Он не нуждается в крещении (Мф. 3:14; ЖВ 110). Как и в других евангелиях, Иисус объявляет, что его мессианская деятельность исполняет пророчество (Мк. 1:15; Лк. 4:21), поэтому Его крещение нужно, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3:15; см. 5:17). Оно является прототипом Его жертвенной смерти и воскрешения и иллюстрирует Его полное подчинение воле Отца (Мк. 10:38; Мф. 12:50; 20:18-19, 22).
- После того, как Иисус поднялся из воды, согласно Евангелию от Луки, когда Он молился (Лк. 3:21), небеса разверзлись, и Дух Святой спустился, подобно голубю, на Него (Мф. 3:16), помазав Его как Мессию и подготовив Его к Его служению (Деян. 10:38) — роли, которую Матфей здесь и в других местах связывает со Слугой пророка Исаии (см. особенно Мф. 12:18-21, где цитируется Ис. 42:1-4, и Мф. 8:17, где цитируется Ис. 53:4).
Практическое применение главы
Вот некоторые из уроков, заключенных в этой главе:
- Говорят, что «у Бога нет внуков, только дети». Для нас, как для адвентистов, наше физическое родословие, даже если мы выросли в лоне церкви и можем проследить свои адвентистские корни на много поколений, не значит ничего без жизни и искренней связи с Богом и Его Словом.
- Хотя никто не может читать в сердце, «плоды», которые мы приносим — наши внешние действия и изменения в образе жизни — показывают, действует ли Дух Святой в нашей жизни. Одной из причин для библейского образа жизни для нас, как для адвентистов седьмого дня, является внешнее проявление того, что человек пережил обращение и готов к крещению.
- В каждый момент жизни и на каждом жизненном этапе Иисус являет собой совершенный пример для нас (Мф. 10:25; 16:24; 1 Пет. 2:21; см. Ин. 13:15).
- Обязанности, подобные работе Иоанна Крестителя, даны Божьему народу последних дней для подготовки мира ко Второму пришествию Христа (Мф. 24:14; Откр. 14:7-12; ЖВ 101).
- Предупреждение Иоанна о суде — важное побуждение для каждого из нас, особенно для руководителей церкви Божьей, пробудиться и быть готовыми встретить Идущего во время Его второго пришествия (Мф. 24:44; Лк. 18:8; Рим. 13:11).
Клинтон Уолен, заместитель директора института Библейских исследований
По материалам бюллетеня Института библейских исследований