Пятая и заключительная речь Христа начинается в храме и заканчивается на Елеонской горе, с которой открывается панорамный вид на храмовый комплекс горы Сион. Беды, которые знаменуют этот заключительный дискурс, контрастируют с теми благословениями, с которых начинается вступительный дискурс.
23-я глава евангелия от Матфея 23 начинается с нескольких слов наставления и предостережения, обращенными к ученикам Иисуса, а также к толпе, в которой были и другие потенциальные Его последователи (ст. 1–12). Затем Иисус переключает Свое внимание на книжников и фарисеев, произнося серию из семи бед (ст. 13–33)1 и обещая послать к ним вестников, с которыми поступят так, как с пророками или с Самим Христом (ст. 34–36). Наконец, Иисус завершает Свое учение в храме плачем над Иерусалимом ввиду надвигающегося не него запустения (ст. 37–39).
Толкование 23-ей главы Матфея
1-12 тексты
- Как и в первой беседе, в этом начальном разделе дается наставление ученикам Царства Небесного относительно того, как они должны относиться к учениям книжников и фарисеев, а также как они должны относиться друг к другу.
- Седалище Моисея представляло собой специальное кресло в синагоге, на котором сидел человек, объясняя Священные Писания (ср. Лук. 4:20). Археологические раскопки в Израиле и других местах выявили несколько таких кресел, сделанных из камня. Некоторые из них, вероятно, были сделаны из дерева и поэтому не сохранились.
- Указание Иисуса делать “все”, что им скажут книжники и фарисеи, по-видимому, противоречит другим местам Евангелия от Матфея (например, 12:2-5; 16:11-12), а также тому, о чем говорится несколькими стихами позже (23:13, 15). Но на протяжении всей этой главы Иисуса больше волнует расхождение между теорией и практикой. Учителя закона сами не практикуют все, что они возлагают на других.
- Как далее объяснит Иисус, “тяжелые бремена” (ср. Деяния 15:10) — это детально разработанные фарисеями правила соблюдения законов Моисея, включая уплату десятины с незначительного количество трав (ст. 23), отцеживание из своего напитка комара как потенциального источника осквернения (ст. 24), правила, касающиеся соблюдения субботы (12:2, 10) и ритуальные очищения перед употреблением пищи, купленной на рынке (15:2, 11;ср. Марка 7:3-4). Накопленные традиции стали настолько сложными, что “никто не знал, когда их требования оказываются выполненными”2.
- Иисус приводит несколько примеров, которые показывают, что книжники и фарисеи больше заботились о внешнем облике и исполнении служебных обязанностей, чем о внутренних мотивах (справедливость, милосердие, вера и любовь, ст. 23; Лук. 11:42), что является истинной озабоченностью Иисуса и что может прийти только через преобразующую благодать Святого Духа, воздействующую на сердце (Гал. 5:22-23).
- Публичное осуждение Иисусом главных религиозных учителей Израиля, назвавших их лицемерами (ст. 13, 15, 23, 27, 29), может показаться грубым для современных ушей, но Иисус, без сомнения, произнес их в конструктивной форме, надеясь, что они увидят себя и свои поступки такими, какими их видит Бог, признают свое заблуждение и обратятся к покаянию3. Несомненно, это помогло некоторым из них осознать, что они не были надежными духовными вождями в религиозных вопросах.
- Иисус приводит три примера их сосредоточенности на внешнем проявлении как симптома внутренней духовной проблемы: они делают широкими на себе повязки, удлиняют кисти на своих одеждах (ср. Исход 13:9) как знаки высшего благочестия, стремятся занимать лучшие места на пирах и в синагоге (ср. Притч 25:6-7) и жаждут почетных титулов (ст. 5-7). Некоторыемогут носить декоративные кресты сегодня по той же причине, но именно принятие креста и всего, что он олицетворяет на пути самопожертвования, означает истинную веру.
- Иисус проводит четкую грань, отделяющую такие корыстные, гордые действия от смиренного, ориентированного на служение отношения, которое характеризует Его последователей как братьев и сестер под руководством одного Учителя (Иисуса) и одного небесного Отца (ст. 8-10). Параллельные описания Отца и Христа (Сына) ставят их на один уровень — божественный.
13-33 тексты
- Семь бед (горе) — это оракулы суда, произнесенные над книжниками и фарисеями (названными “слепыми вождями” в ст. 16; ср. Мф. 15:12-14), организованные в виде серии из трех пар, с заключительным горем, достигающим кульминации в том, что “это поколение” (напоминающее Мф. 12:39-45) обвиняется в убийстве и приговаривается к уничтожению в геенне огненной4.
- Первые два горя противопоставляют рай и ад: первое описывает, как отвержение учения Иисуса закрывает людям доступ в Царство небесное (ст. 13), в то время как второе указывает на то, что учение книжников и фарисеев делает их “вдвое худшими сынами ада” (ст. 15) — тоесть пригодными только для уничтожения в озере огненном.
- Третье и четвертое горе описывают результат лжеучения: духовную слепоту (ср. 2 Кор. 4:4), которая делает невозможным распознать то, что является наиболее важным — храм и алтарь, потому что Бог обитает там (ст. 21), освящая золото и приносимые Ему дары. Иисус отвергает мелочный подход, используемый книжниками и фарисеями, потому что он сбивал людей с толку относительно того, что действительно важно. Предостерегая от неуплаты десятины (ср. Лев. 27:30-33), Христос определяет справедливость, милосердие и веру как “важнейшее в законе” (ст. 23).Правосудие и милосердие — это основополагающие аспекты Божьего характера (Пс 88:15; Ис. 30:18) а вера -это качество доверия Богу и Его путям, которое приводит к послушанию (Мф. 8:9-10; ср. Втор. 32:20; Авв. 2:4).
- Аналогичным образом, пятое и шестое горе описывают, как забота о внешнем благочестии берет верх над внутренней чистотой (ст. 25-28), хотя именно внутренняя чистота ведет к должному внешнему поведению.
- Седьмое горе раскрывает иронию в поведении тех, кто почитает пророков и праведных людей предыдущей эпохи, отвергая пророческие вести Иоанна Крестителя и Иисуса, тем самым доказывая, что они ведут себя не лучше, чем их предки, и, фактически, “убьют и распнут” некоторых из тех, кого Иисус пошлет к ним (пророчество, на которое Павел, очевидно, ссылается в 1 Фес. 2:14-16).
- Говоря своим слушателям об “усугублении” вины отцов (ст. 32), Христос использует слово (plēroō), которое часто относится к исполнению пророчества в связи с мессианской деятельностью Иисуса (например, Мф. 5:17; 12:17; 13:35) и, таким образом, Он может указывать на Свою собственную смерть во исполнение пророчества (Мф. 26:31, 56).
34-39 тексты
- Иисус обещает послать пророков, начав с двенадцати апостолов (28:19; ср. с Лук. 11:49). “Мудрецами” здесь названы те, кто подчиняется явленной Божьей мудрости (Пс 110:10) и кто наставлен Иисусом (Мф. 12:42; Лук. 21:15; 1 Кор. 1:24, 30). Мудрые включают в себя и “книжников”, которых Он пошлет (ср. Мф. 13:52).
- Жестокое обращение, которому подверглись первые последователи Иисуса (Деян. 5:40; 16:22-23; 21:32; 22:25; 2 Кор. 11:24-25), свидетельствует о начале исполнения этого пророчества, а суд, на который Иисус намекает словами “все сие”, указывает на разрушение Иерусалима и храма (24:2). Используемый язык (“истинно”, “придет”) подчеркивает уверенность в исполнении пророчества.
- Плач Иисуса по Иерусалиму в связи с его окончательным разрушением римлянами мало чем отличается от плача Иеремии в связи с нашествиями вавилонян (Иер. 9:1; 13:17; Плач Иер. 1:16). Как тогда, так и во времена Иисуса, противодействие Слову Божьему, данному через Его пророков, влечет за собой неминуемую гибель.
- Желание Иисуса собрать сынов Израилевых “как птица собирает птенцов своих под крылья” ярко отражает Божью заботу о Своем народе (ср. Исх. 19:4-6; Втор. 32:11-12; Ис. 31:5). К сожалению, их нежелание предвещает гибель нации по мере того, как подходит к концу их испытательный срок, определенный периодом в семьдесят седмиц (Дан. 9:24).
- Назвав храм “домом вашим”, а не Домом Отца (ср. Мф. 21:13), Христос констатирует тот факт, что теперь Бог отрекается от него и предает его разрушению. Термин “пуст” указывает на то, что храм ожидает полное разрушение (например, Лев. 26:31-32; Иер. 10:25; 12:11; Иез. 6:4; 33:28). На это указывает и более поздняя ссылка Иисуса на пророчество Даниила (Мф. 24:15), предсказавшего разрушение “города и святилища” (Дан. 9:26).
Практические уроки главы
Вот наиболее важные уроки, которые мы можем извлечь из 23-ей главы Евангелия от Матфея:
- Во многих случаях легче сказать, что следует делать, чем сделать это на самом деле. Точно так же мы можем оценивать более пристально (и строго) то, что говорят и делают другие, чем то, что говорим и делаем мы, в то время как пример Иисуса предполагает, что мы должны быть более терпимыми по отношению к другим и более осторожными в том, что мы говорим и делаем, поскольку это то, что по Божьей благодати мы можем изменить.
- Только Бог/Христос и Его Слово должны быть окончательным авторитетом для христианской веры и практики. Почетные религиозные титулы, приписываемые людям (в отличие от их ролей или рода занятий), могут быть неверно истолкованы как дающие таким лицам неоправданную власть или влияние на чью-либо совесть и, как правило, подрывающие принцип братской любви и единства, которые должны характеризовать церковь.
- В отличие от мирской мудрости, библейская мудрость учит смирению как признаку истинного величия, потому что она показывает, что жизни человека коснулась благодать Божья (Пр. 3:34), он подчинился Его воле и осознал необходимость смиренно ходить перед Ним (Мих. 6:8).
- Превращение смиренного служения в привычку приводит к более острому осознанию потребностей других людей и более глубокому принятию Иисуса, образцового слуги (Мф. 20:28).
- Признаком хорошего учителя является способность разъяснять сложные вещи, но, к сожалению, иногда происходит обратное: вещи, которые Библия разъясняет, становятся туманными из-за технической терминологии, многочисленных оговорок или сложных теологических дискуссий.
- Человек склонен сосредотачиваться на том, чтобы то, что люди видят снаружи, выглядело хорошо, в то время как гораздо большее значение имеет то, что Бог видит хранящимся в наших сердцах (Мф. 6:21; 12:35; ср. Лук. 16:15; Евр. 4:13). Не менее важно учитывать, получим ли мы Божье благословение на то, что мы делаем, или же мы полны решимости двигаться вперед, невзирая на предупреждающие знаки, которые Он может нам посылать.
- Игнорировать Слово Божье или создавать пути толкования, игнорирующие нежелательные места Писания – значит, встать на опасный путь, который влечет за собой божественное возмездие и окончательное осуждение.
Клинтон Уолен, заместитель директора Института библейских исследований
1 См. стихи 13, 15-16, 23, 25, 27, 29. Стих 14 представляет собой описание еще одного горя, но он имеет слабую текстовую поддержку (ср. Марка 12:40 // Луки 20:47). См. Bruce M. Metzger, A Textual Commentary on the Greek New Testament, 2nd ed. (Stuttgart: German Bible Society, 1994), 50.
2 Ellen G. White, The Desire of Ages (Mountain View, CA: Pacific Press, 1898), 617. Некоторые традиции, сохранившиеся в Мишне, Талмуде и других раввинских писаниях, по-видимому, отражают практику, уже распространенную в Израиле первого века.
3 White, 353. Иисус “бесстрашно обличал лицемерие, неверие и беззаконие, но в Его голосе чувствовались слезы, когда Он произносил Свои обличительные упреки”.
4 См. Clinton Wahlen, “Lessons from Matthew 5,” Reflections 64 (October 2018): 10. Греческое слово, переведенное как “ад” (геенна), относится к Божьему суду над нечестивыми, уничтожающему “и душу, и тело” огнем неугасимым (Мф. 10:28) (там же). Это слово встречается у евангелиста Матфея семь раз (5:22, 29, 30; 10:28; 18:9; 23:15, 33).
По материалам adventistbiblicalresearch.org