Сегодня когда наш мир, наша страна окутаны страхом, мы задаем себе различного рода вопросы, особенно если это касается нашего будущего, безопасности, здоровья, материального благополучия…Как быть? Что делать? Кто решит мои проблемы? На кого можно надеяться и положиться?
Исследуя 51 главу книги пророка Исаии, мы вместе попытаемся найти ответы на волнующие нас вопросы.
В свое время Бог через своего пророка Исаию обращался (Ис.51:1) к открытым и искренним людям, способным слышать Его и пророков с тем, для того, чтобы те обратились полностью к Нему и забыли все свои сомнения и опасения. Так как для тех, кто по-настоящему желает праведности и избавления, существует только один путь к достижению этих целей — полное повиновение голосу Господа, Бог желает, чтобы не только Израиль, но и мы руководствовались в жизни своей СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ.
К сожалению данный принцип не популярен сегодня. Хотя все хотят по отношению к самому себе проявления принципа справедливости. Если я выбираю критерием жизни качество справедливости, то несомненно могу ожидать правосудия, успеха и избавления (если не от людей сегодня, то от Бога наверняка).
Далее Бог предлагает обществу поразмыслить о том пути, которым Он вел народ в прошлые века. Неплохо было бы и нам почаще вспоминать водительство Божье в предыдущие дни нашей (моей) жизни, нашей семьи, нашей церкви, нашей страны… Исследуя историю Израильского народа, мы можем увидеть, как из скромного племени он превратился в великую нацию.
В свое время он был выведен из Египта и Месопотамии и приготовлен Богом, чтобы стать Его живым представителем среди других народов. Бог напоминает (Ис.51:2-3) о происхождении Израильской нации (см.Быт.11:28-31;12:1-5), который Он (досл.перевод): «Соделал его плодовитым» (см.Быт.17:6; 28:3; 48:4; 49:22).
Господь готов (Израильскую землю) развалины и пустыню сделать садом, оазисом пригодным для жизни. Мы видим, как данное пророчество частично нашло свое исполнение в наши дни. Закон «Тора«(Ис.51:4) — Бог и впредь обещает открывать Израилю Свои намерения в отношении их (см.Амос.3:7). Божье правосудие вновь будет утверждено на земле.(см.Ис.42:4-6). Правда Моя (Ис.51:5) — ИЗБАВЛЕНИЕ, которое Бог обещает Своему народу, не будет отсрочено надолго.
Слово: «острова» — имеется в виду то, что после восстановления Израиля должно было произойти собирание языческих народов.
Приближается час (Ис.51:6), когда атмосфера и земля могут исчезнуть, но явленная воля Божья (см.Ис.51:4) будут пребывать ВЕЧНО (Мф.5:18). Когда Бог восстановит землю в ее первоначальном виде, она больше уже никогда не возвратится в ее настоящее состояние морального хаоса.
Знающие правду (Ис.51:7), именно так представлены здесь те люди, которые имеют в своих сердцах закон Божий, — отражение Его характера, Его открытая воля (см.Ис.51:4), которая запечатлена в разуме, и своим характером они уподобляются Ему (см.Гал.2:20; Колос.1:27; Иоан.3:2-3). Таким людям нечего бояться (Ис.41:10,13) оскорблений, агрессии, непринятия другими людьми (Мф.10:28).
Грех как ржавчина, он разрушает человека, в результате чего он деградирует. Бог говорит (Ис.51:8), что грех и грешники в свое время будут уничтожены, а правда Божья пребудет ВЕЧНО. Беззаконие неизбежно приводит к гибели, а повиновение же несет с собой ЖИЗНЬ и БЛАГОСЛОВЕНИЕ.
Как представитель благочестивых людей в Израиле, Исаия просит Бога (Ис.51:9) повторить великие чудеса избавления, характеризовавшие
древние времена.
Слово Раав: Поэтическое название Египта (см.Пс.86:4;Ис.30:7). Как Бог избавил Свой народ в древности, так Он может избавить его и ныне.
Слово крокодил(а): Тот же змей (древний образ зла). Символическое олицетворение с силами зла. (см.Откр.12:7-9; Ис.27:1).
Далее вспоминается история (Ис.51:10), связанная с переходом Израильского народа через Чермное (Красное) море. Сам Господь перевел Свой народ через расступившиеся воды моря.
Пророк Исаия вновь предсказывает (Ис.51:11) возвращение Израильского народа из Вавилонского плена. Подобным же образом «весь Израиль» (Рим.11:17) — духовные дети Авраама (Гал.3:29), будут освобождены от тирании духовного Вавилона(Откр.18:1-4; 19:1-2; 21:1-4).
Ис.51:12 — указывает на Господа как СКАЛУ упования Израиля. Не стоит бояться человека (людей), которые смертны… Не стоит ставить человеческие предания и земные авторитеты, суеверия и предрассудки выше АВТОРИТЕТА Божьего! Если Бог с нами, кто может быть против нас?! (см.Рим.8:31). Иной помощи и надежды кроме Бога нет!
И забываешь Господа (Ис.51:13) — это служило причиной всех трудностей, которые уже постигли Израиль и всех, которые придется им испытать еще впереди. Очень опасно и глупо забывать и оставлять Бога (см.Рим.1:20-24).
Многие проблемы, которые сегодня происходят в Украине, непосредственно связаны с тем, что жители ее забыли Бога. Нам сегодня как никогда раньше, нужно обратиться к Господу всем своим сердцем, пересмотреть свои ЦЕННОСТИ и покаяться во всех своих грехах и неправильных поступках. Господь может исцелить нас и нашу страну, как и в древние времена Израиля.
Пленный (Ис.51:14) — дословно: «согбенный», «страдающий». Очень скоро пленных ждет ОСВОБОЖДЕНИЕ! Никакая сила на земле не может воспрепятствовать Божьему намерению избавить Своих детей, когда настанет час их освобождения. Он же готов и заботится о Своем народе.
Яма(е) — может означать как: темница или место заключения.
Темница — (см.Быт.40:15; Иер.38:6). Место заключения — (см.Быт.37:20; Ис.24:22; Зах.9:11).
В данном тексте под «ямой» подразумеваться древний Египет, в котором некогда томился в рабстве Израильский народ.
За Свой народ стоит Бог воинств (Ис.51:15), который управляет всеми природными процессами и стихиями. Бог использует пророка Исаию, как уста Свои (Ис.51:16). Никогда пророки Божьи, получая весть от Бога, не писали ее сами по себе.
Через Исаию Бог передавал ту информацию, которую необходимо было услышать Израильскому народу в то время и нам в наше время в качестве предупреждения.
Воспряни, воспряни (Ис.51:17) — сравните с Ис.51:9, где Израиль говорит эти же слова Господу. Здесь Бог обращается к нечестивому Иерусалиму желая вывести его из опьяненного оцепенения, наступившего как бы от вина Божьей ярости. Совершение суда часто сравнивается с излитием чаши гнева (см.Пс.74:9; Иер.25:15-16; Иезек.23:32-34; Откр.14:10).
Серьезный призыв звучит Иерусалиму и нам сегодня, чтобы духовно и нравственно пробудиться и прийти в себя, пока еще не слишком поздно.
Ис.51:18 — речь идет о Сыновьях Иерусалима, которые погибли в битве (см.Ис.49:20-21), и он сам теперь оказался одиноким изгнанником. У него было много детей, однако теперь нет никого, кто бы помог ему. В час величайшей нужды он всеми оставлен. Если ему будет дано облегчение, то оно должно прийти только от БОГА.
Два бедствия которые постигли народ(Ис.51:19):
- Первое-голод и меч,
- Другое-опустошение и разорение(см.Иезек.14:21;Откр.6:8).
Вопрос который звучит: «Кем я утешу тебя?» (дословно переводится так: «Кто утешит тебя?»).
Серна (Ис.51:20) — употребляемое здесь еврейское слово встречается только в данном тексте и в книге Вторазаконие 14:5. К сожалению, значение данного слова не совсем ясно. Но по видимому, это могло быть какое-то чистое дикое животное, определяемое одними — как дикая овца,а другими — как антилопа.
Иерусалим изображаем здесь как бы находящимся на осадном положении,защитники его пали на улицах… Они подобны дикому
животному, уловленному в сети, отчаянно борющемуся за свое спасение
и, наконец, застывшему в полном изнеможении.
Страдалец и опьяневший, но не от вина(Ис.51:21)- тогда от чего? От ярости
и гнева Божьего(см.Ис.29:9;51:17).
Наказывая Израиль(Ис.51:22), Бог поступил с ним так, как любящий Отец
поступает с капризным и своенравным ребенком (см.Прит.3:11-12; Евр.12:5-6; Откр.3:19).
Для Израиля это была поистине горькая чаша. Но Господь милостив, Он
восстает, чтобы утешить и спасти Иерусалим.Час его избавления уже совсем близко. Причина излития чаши Божьей ярости (Ис.51:23) на притеснителей Израиля ясно изложена в книге пророка Исаии 10:5-13; 49:25. Крайняя жестокость завоевателей Израиля требовала Божьего ПРАВОСУДИЯ.
Пусть Господь поможет каждому из нас помнить о Нем и о том, что Он
делает в моей и твоей жизни.Строить постоянные и живые отношения
построенные на диалоге.
Не бояться жизненных обстоятельств, проблем, не решенных вопросов,
определенных личностей, а доверять Ему. Сохранять верность независимо от обстоятельств жизни, осознавая всецело зависимость от Него. И самое главное, уметь и желать услышать Его голос, обращенный к нам сегодня и не игнорировть его.
Пастор Александр Тюпин