Тяжело комментировать 23 главу Иезекииля. Комментатор должен проникнуться Словом так, чтобы Библия была для него живой, он должен подать текст так, чтобы текст произвел тот же эффект, который произвело пророчество на своих современников.
Но эта глава — усилить ее эффект не только тяжело, но и не хочется.
Здесь есть два раздела. метафора двух сестер-развратниц и ее объяснение. Причем притча занимает 35 текстов, а ее объяснение — только одиннадцать. Ну, действительно, чего уж тут объяснять. Картинка заменяет десять тысяч слов.
Эта глава имеет много параллелей с 16 главой. Там тоже Израиль представлен в виде жены, которая предалась разврату. Но здесь подчеркивается нюанс, касающийся двух сестер. Одна уже наказана — северное царство. Это делает преступление Иудеи еще более тяжелым. Ведь она видит, что произошло с ее сестрой. Можно сделать выводы.
Имена Огола и Оголива толкуются по-разному. Очевидно, они происходят от одного корня, означающего «шатер», или «скиния». Шатер — это символ дома, семьи. Эти имена показывают желание Бога быть со своим народом.
Совершенно другая интерпретация — под шатрами имеются в виду шатры блудниц, наподобие того, в котором была Фамарь, невестка Иуды.
Еще одно толкование — напоминание о том, что этот народ жил в шатрах во времена странствования по пустыне. Есть и другие толкования. В любом случае, похожие имена говорят о похожем поведении.
Кроме сего посылали за людьми, приходившими издалека; к ним отправляли послов, и вот, они приходили, и ты для них умывалась, сурьмила глаза твои и украшалась нарядами,
и садились на великолепное ложе, перед которым приготовляем был стол и на котором предлагала ты благовонные курения Мои и елей Мой. Иезекииль 23:40-41
Один из грехов Иудеи — политические союзы с язычниками. Царь Ахаз подкупил ассирийского царя для того, чтобы избавиться от угрозы со стороны Самарии и Сирии. Пророк Исаия предлагал ему полагаться на Бога, но Ахаз не захотел идти этим путем.
То же самое может быть и с Церковью, когда она для достижения своих целей начинается обращаться к язычникам. На этом же основывается и Павел, когда говорит в послании к Коринфянам, что христиане не должны судиться у неверующих. Показательно, что проблема у коринфян была как в распутстве, так и в этих судах. Так же как распутство было у этих сестер, такие же проблемы были и у апостольской церкви. И как одна сестра нанимала Ассирию для того, чтобы разобраться с другой, так и братья в церкви могут нанимать мирских юристов, чтобы судиться друг с другом. Послание к Коринфянам показывает — рыба далеко не всегда гниет с головы.
Пастор Денис Медведев