Иисуса встретила, вероятно, храмовая стража, которой была дана власть задерживать людей за нарушения закона. Солдаты могли быть небольшим римским отрядом, который не участвовал в аресте, но сопровождал стражу, чтобы убедиться, что ее действия не выходят за рамки дозволенного.
Иоанн не упоминает о поцелуе Иуды (Мф.26:49; Мк.14:45; Лк.22:47-48), но именно это был переломный момент для учеников, потому что арест Иисуса коренным образом изменил жизнь каждого из них. Иуда открыто предал Иисуса у них на глазах. Впервые верные ученики бежали от Него (Мф.26:56). Им предстояло пройти суровые испытания, прежде чем они превратились из колеблющихся последователей в энергичных вождей.
Эти люди могли быть напуганы словами Иисуса «Это Я», которые звучали как провозглашение Его божественности (см. Исх.3:14). Возможно также, они были повергнуты наземь Его очевидным могуществом и властью.
Пытаясь защитить Иисуса, Симон вынул мечи ранил одного из стражников. Но Иисус велел ему убрать меч и позволить свершиться Божьей воле. Временами мы испытываем искушение взять течение событий в свои руки, силой повлиять на их исход. Вместо этого мы должны доверить Богу исполнить Его замысел. Если бы Петр продолжал действовать по-своему, он мог бы помешать Иисусу взойти на крест и свершиться Божьему замыслу спасения.
Чаша символизирует страдание, одиночество и смерть, которую должен был претерпеть Иисус, чтобы искупить грехи мира.
И Анна, и Каиафа названы первосвященниками. Анна был первосвященником Израиля с 6 по 15 г. н.э. и затем смещен римскими властями. На его место был назначен его зять Каиафа, который был первосвященником с 18 по 36-37 г. По иудейскому закону, должность первосвященника была пожизненной, поэтому иудеи продолжали считать Анну первосвященником. Но хотя Анна и обладал огромным авторитетом, последнее слово оставалось за Каиафой.
И Анна, и Каиафа заботились больше о своих политических амбициях, чем об ответственности за то, чтобы вести народ к Богу. Будучи религиозными вождями, они стали на сторону зла. Им следовало бы быть внимательными к Божьему откровению Писаний. Они должны были понять, что Иисус — тот самый Мессия, о котором говорят Писания, и указать на Него народу. Но когда люди стремятся к неправедной цели, они пытаются смести все преграды на своем пути. Вместо того, чтобы честно оценить слова Иисуса, основываясь на своем знании Писаний, они искали только собственной выгоды и ради этого были готовы убить невиновного.
«Другой ученик» — это Иоанн, автор Евангелия. Он был знаком с первосвященником, и привратница пропустила его. Благодаря этому он смог проникнуть во двор сам и провести за собой Петра. Здесь Петр отказался от своего знакомства с Иисусом. Однако последующие несколько часов навсегда изменят его жизнь.
В течение ночи Иисуса дважды допрашивали, прежде чем Он предстал перед Синедрионом (см. Ин.18:24). Иудейские вожди знали, что им не в чем обвинить Его, поэтому они пытались выстроить обвинение на ложных свидетельствах.
Нам легко негодовать на иудейский Высший суд за несправедливость, но не будем забывать, что Петр и другие ученики причинили Иисусу не меньшую боль, покинув Его и отрекшись от Него (Мф.26:56). Большинство из нас не похожи на тех религиозных лидеров, но все мы бываем подобны ученикам, потому что отрекаемся от Христа как Господа в важнейших областях нашей жизни. Не оправдывайте себя, указывая на других, чьи грехи кажутся вам тяжелее ваших собственных. Придите к Иисусу за прощением и исцелением.
Другие Евангелия говорят, что Петр трижды отрекся от Иисуса у костра во дворе дома Каиафы. Иоанн же утверждает, что в первый раз Петр отрекся у дома Анны. Видимо, это был один и тот же двор. Резиденция первосвященника была довольно большой, и Анна и Каиафа могли жить неподалеку друг от друга.
Так исполнилось предсказание Иисуса, когда Петр клялся, что никогда не отречется от Него (Ин.13:28).
Пилат, римский наместник, управлял Иудеей -областью, в которой находился Иерусалим, — с 26 по 36 г. н.э. Иудеи не любили Пилата, поскольку он брал деньги из храмовой сокровищницы для постройки водопровода. Он, в свою очередь, не любил иудеев, но когда Иисус, иудейский Царь, стоял перед ним, он счел Его невиновным.
По иудейскому закону, иудей, вошедший в дом язычника, становился ритуально нечистым. Он не мог принимать участие в храмовом богослужении и праздничной трапезе. Чтобы избежать осквернения, эти люди не заходили в дом, куда они привели Иисуса на суд. Они соблюдали религиозные предписания, замышляя ложь и убийство.
Пилат понимал, что происходит; он знал, что религиозные вожди ненавидят Иисуса, и не хотел быть орудием в их руках. Сами они не имели права приговорить Иисуса к смерти: только римский правитель мог разрешить им это. Но Пилат отказался осудить Иисуса, так как не нашел за Ним никакой вины. Жизнь Иисуса стала разменной монетой в политической борьбе.
Пилат четыре раза пытался разрешить эту ситуацию:
- он пытался переложить ответственность на другого (Ин.18:31);
- он пытался найти выход, чтобы отпустить Иисуса (Ин.18:39);
- он пытался достичь компромисса с иудеями, предложив им избить Иисуса, но не казнить Его (Ин.19:1-3);
- он пытался взывать кдобрым чувствам обвинителей (Ин.19:15).
Но каждый сам отвечает за свой выбор в отношении Иисуса. Пилат старался переложить решение на кого-либо другого, и в конце концов проиграл.
Это предсказание записано в Мф.20:19. Распятие было обычным способом казни для преступников, которые не были римскими гражданами.
Пилата, римского наместника, должно было интересовать, пытался ли Иисус установить свою власть вместо римской, поскольку иудеи называли Его царем. Израиль не имел политической самостоятельности, находясь под властью Римской империи. Новоявленный царь мог представлять угрозу для Рима.
Пилат задал Иисусу прямой вопрос, и Иисус ответил прямо, что Он Царь, но Его Царство — не от этого мира. Похоже, Пилат не сомневался, что Иисус говорит правду и не виновен ни в каком преступлении. Но похоже также, что услышав правду, Пилат предпочел не заметить ее. Трагично, если мы не сумели распознать истину. Еще большая трагедия — если мы, распознав ее, не сумели ей следовать.
Видимо, Пилат полагал, что всякая истина относительна. Для многих правителей истина — это либо мнение большинства народа, либо то, что служит их личной власти и политически выгодно.
Варавва бунтовал против Рима и, несмотря на то, что он был убийцей, вероятно, выглядел героем в глазах иудеев. Иудеев возмущало, что они подвластны Риму и обязаны платить налоги ненавистным властям. Поэтому они потребовали отпустить Варавву, а не Иисуса, который один мог помочь Израилю.
Пастор Олег Василенко по материалам библейского комментария